Если вы хоть раз слышали в свой адрес упреки в неконструктивности, наверняка задумывались, что подразумевается под этим словом. Как понять, что вот это конкретное обсуждение неконструктивно, а вот это — конструктивно? Александр Орлов в книге об эффективном общении разобрал принципы конструктива, предложенные когда-то Энди Гроувом, одним из основателей компании Intel.
1. Своевременность
Казалось бы, ежу понятно, что проблемы надо решать тогда, когда их надо решать. Неспроста, когда кто-то нам говорит: «Ну, я еще месяц назад видел, что у вас тут, скорее всего, все завалится, и действительно…» — хочется забить гвоздь в голову этому наблюдательному человеку.
Джедайские техники конструктивного общения
Однако в реальной жизни все немного сложнее. Поэтому тут следует поговорить о двух, вероятно, самых распространенных нарушениях этого принципа.
- Ошибка № 1. Атака в прошлое.
С прошлым одна проблема — его нельзя изменить. Поэтому вопросы в прошлое люди зачастую воспринимают как атаку на них лично. Более того, на вопрос «Почему ты не сделал это вчера» человек начинает добросовестно отвечать, почему он вчера этого не сделал. Причин у умных людей всегда много…
Прошлое нельзя изменить. Источник
- Ошибка № 2. Одну проблему решили, о второй забыли.
Один менеджер поделился своей проблемой с удаленным сотрудником:
— Понимаете, он у нас отвечает за настройку рабочего окружения. И вот мы наняли нового сотрудника. Он звонит нашему удаленщику с просьбой что-то ему настроить, и тот четыре часа объясняет, почему этого сделать нельзя. После этого новый сотрудник в расстроенных чувствах подходит ко мне, и я ему за пять минут все настраиваю.
— А дальше?
— А дальше ситуация повторяется с некой периодичностью.
Что в реальности происходит? Менеджер отлично решает возникшую проблему — настроить окружение новому сотруднику. Однако после этого забывает заглянуть в будущее и подумать, как сделать так, чтобы ситуация не повторялась. Зачастую решение одной проблемы создает следующую, которую мы упускаем из виду. И это тоже распространенное нарушение принципа своевременности.
2. Адресность
Когда два сотрудника друг другу в курилке жалуются на начальство: «Блин, опять переезд в новый офис. Сколько можно? Третий раз за год! Заколебали уже…» — это не вполне конструктивно. Потому что, если есть проблема с переездами, они вряд ли решат ее между собой в курилке.
Вот если кто-то после этого разговора пойдет к начальству выяснять, что и как с переездами, то произойдет переключение в конструктив. Принцип адресности говорит о том, что проблему нужно решать с тем, с кем ее можно решить.
3. Факты и данные
Иногда люди абсолютно искренне не видят проблему, которую вы пришли обсуждать.
Мнение формируется на основе собственного опыта. Источник
Положим, вы убежденный сторонник гибких методологий разработки. Соответственно, у вас в команде проходят утренние планерки (они же скрам-митинги или standup-митинги). И вот ваш новый коллега на них постоянно опаздывает. Почему? Он может искренне считать, что это полная ерунда. Потому что до этого он работал десять лет в других компаниях и других проектах. И они вполне успешно делали проекты без всяких ритуальных планерок.
«Это ухудшает командный дух» — отличный аргумент, но в чем это выражается? Это мощный вопрос, позволяющий понять, есть в аргументе факты или нет. Факты хороши тем, что с ними не поспоришь. Именно поэтому они убедительны, именно поэтому позволяют человеку увидеть и понять, в чем проблема. Один из вариантов ответов для примера выше: «Мы не можем учесть твое мнение, потом уже не раз приходилось переделывать».
4. Намерение решить проблему, а не человека
В рамках конструктивного обсуждения мы не ищем виноватых. Наша задача — решить ситуацию. Если по ходу обсуждения возникает ощущение, что человек пытается доказать, что он не виноват, то очень неплохо работает прием диссоциации: «Погоди, я не на тебя наезжаю, но сама ситуация…»
Как видите, принципы просты в теории, однако постоянно нарушаются на практике. В качестве небольшого упражнения вспомните какой-нибудь непростой разговор из своего недавнего прошлого, когда вы ругались с человеком, и подумайте, какие принципы конструктива нарушили ваши собеседники или вы лично. Сделайте выводы.
По материалам книги «Джедайские техники конструктивного общения»
Обложка поста: unsplash.com