Если бы вы не видели картин Ван Гога, а только читали бы о нем как о великом живописце, вы никогда не назвали бы его одним из известнейших художников всех времен. Ван Гог отставал от именитых коллег и не выказывал никаких явных способностей. Но стал знаменитым. Как ему это удалось, читаем в книге «Суперобучение», рассказывающей о 9 принципах самообразования, позволяющих освоить любые навыки.
Рисовать как ребенок
Ван Гог начал рисовать довольно поздно, в двадцать шесть. Искусство — это область раннего развития, и таланты прославленных мастеров обычно проявлялись в детстве. Пабло Пикассо изначально писал реалистично и только потом стал кубистом. Сам он говорил так:
Леонардо да Винчи был учеником художника и, по одной из легенд, нарисовал на крестьянском щите чудовище только для того, чтобы перепродать его герцогу Миланскому. Сальвадору Дали к открытию первой выставки не исполнилось и четырнадцати, но сомнений в его таланте ни у кого не было, и выдающиеся способности сделали его знаменитым.
Суперобучение
Наброски Ван Гога были грубыми и выглядели по-детски. Если ему удавалось найти моделей — а это непросто для художника, известного своими причудами, — ему требовалось много попыток, чтобы добиться хотя бы отдаленного сходства.
Противоречия
Ситуацию усугублял темперамент. Почти все, с кем знакомился Ван Гог, через некоторое время отвергали его, так как маниакальный энтузиазм и братская солидарность неизбежно выливались в ожесточенные баталии почти со всеми. Ближе к концу жизни он регулярно попадал в психиатрические лечебницы — то с «острой манией с генерализованным бредом», то с «разновидностью эпилепсии». Вспышки темперамента, или «атаки», как он сам их называл, отчуждали его от людей, которые могли бы стать его приятелями, наставниками и учителями.
И все же Ван Гог известен как один из самых замечательных художников всех времен. «Звездная ночь», «Ирисы» и «Подсолнухи» стали для любителей искусства своего рода иконами. Четыре произведения Ван Гога становились самыми дорогими картинами из когда-либо проданных, включая «Портрет доктора Гаше», купленный более чем за 82 миллиона долларов. Характерные для Ван Гога вихри цвета, частое использование техники импасто* и четкие контуры заставили многих считать его картины величайшими творениями.
* Живописный прием: густая, сочная накладка красок для усиления эффекта света и фактуры.
Образцовый ответ
Как же объяснить все описанные противоречия? Каким образом поздно начавший, без очевидного таланта, но со многими недостатками художник стал одним из величайших в мире, выработал один из самых самобытных и узнаваемых стилей?
На мгновение поставьте себя на место Ван Гога. Несмотря на обширные семейные связи, вы потерпели неудачу в качестве арт-дилера. Проповедник из вас тоже не получился. Вы пробуете себя в живописи, хотя у вас имеются трудности в точном изображении вещей. Что бы вы сделали?
Ван Гог дал образцовый ответ.
Во-первых, он определил учебный ресурс, метод, стиль и следовал им до конца жизни с невероятной энергией, создавая десятки, если не сотни работ в выбранном направлении. Художник осознавал имеющиеся у него недостатки, после интенсивного всплеска обращался к новому ресурсу, методу, стилю и начинал заново. Агрессивные экспериментальные шаги Ван Гога в живописи позволили ему вырасти не просто в маститого, но в незабываемо уникального художника.
Стратегии
Обычным в карьере живописца в те дни было посещение художественной школы или ученичество в студии. Ван Гогу — из-за того, что другие не видели в нем большого таланта и из-за его странного темперамента — не очень повезло с этими традиционными способами.
1. Поэтому он обратился к самообразованию, используя курсы домашнего обучения, которые обещали ему основы рисования. По словам биографов, Ван Гог «проглатывал эти большие книги страница за страницей, снова и снова».
2. Копирование было еще одной стратегией, которую Ван Гог применял с начала и до конца художественной карьеры. Одной из его любимых картин была «Сеятель» Жана Милле. И он копировал ее чаще других. Он рано начал делать наброски с натуры, в частности для портретов, которые вызывали у него большие затруднения из-за проблем с точностью изображения.
3. Ван Гог учился у коллег. Антон Раппард, художник, друг и наставник, убедил его попробовать тростниковое перо и чернила и использовать стиль зрелого мастера коротких и быстрых штрихов. Антон Мауве подсказал, что можно применять различные материалы: уголь и мел, акварель и карандаш Конте. Поль Гоген посоветовал рисовать по памяти, приглушить цвета и использовать новые материалы для различных эффектов. Зачастую эти попытки оказывались безуспешными.
Художник экспериментировал и с философией. Он больше всего известен сильными, яркими цветами, но флора не была его исходной целью. Первоначально Ван Гог тянулся к глубине приглушенных, серых тонов, о чем свидетельствует ранняя работа «Едоки картофеля».
«Едва ли какой-нибудь цвет не является серым, — утверждал он. — В природе человек в действительности не видит ничего, кроме его тонов или оттенков».
Он был полностью убежден в «тотальной серости» мира и, соответственно, основывал на этом свои работы. Однако позже он переключился на прямо противоположное — яркие, дополняющие друг друга цвета, часто создававшиеся на палитре, а не почерпнутые из природы. Его отношение к современным художественным движениям было изменчиво. Сначала он предпочитал традиционную живопись новому стилю импрессионизма, позже перешел к авангарду, борясь за смелые формы, а не за правдоподобие.
Разнообразие и упорство
В экспериментах Ван Гога в искусстве следует отметить два важных момента. Во-первых, это разнообразие применяемых им методов, идей и ресурсов. Многие аспекты живописи вызывали у него трудности, и вариации были важны для того, чтобы найти свой стиль — тот, который подчеркивал сильные стороны и уменьшал проявление слабостей. Виртуозные таланты способны довести до совершенства первый попавшийся им стиль обучения. Но большинству людей требуется больше пробовать, прежде чем у них закрепится правильный метод.
Второе, что важно отметить, — это упорство. Ван Гог был настойчив в попытках стать художником. Несмотря на разочарования и множество отрицательных отзывов, он неустанно продолжал творить, иногда создавая картину за день. Эти два фактора — разнообразие методов и интенсивное обучение — позволили ему преодолеть первоначальные трудности и создать ряд самых блестящих знаковых работ из когда-либо написанных.
Овладеть любыми навыками: «Суперобучение».