Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Страх будущего. Как с ним справиться и не обращать внимания на негатив
18 марта 2020 7 268 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Коронавирус — феноменальное явление. И дело не только в его широком и быстром распространении. Коронавирус диктует, как нам жить, что делать, где работать и в каком настроении пребывать. Коронавирус вселил в нас страх будущего: поеду ли я в отпуск? «Закроют» ли мой город? Смогу ли я завтра купить гречку с макаронами?

Такой страх ведет к плохим мыслям и ажиотажу в магазинах. Как от него избавиться? Вот что на эту тему пишут авторы новинки «Спокойно, ты справишься!».

Негативный фон новостей

Эмоциональное наполнение потребляемого контента (новости, фильмы, телешоу, соцсети) может негативно сказаться на психическом здоровье. Оно повлияет на настроение, а настроение — на разные аспекты мышления и поведения. Но еще телеведущие часто стремятся «повысить градус» новостей: они всячески подчеркивают все возможные негативные последствия события, независимо от того, насколько они вообще вероятны. Преувеличивая или искажая новости, чтобы придать им больший эмоциональный накал, телевизионщики борются за внимание зрителя. Когда все сообщают об одних и тех же событиях, кто-то точно начнет преувеличивать их воздействие на нас всеми доступными способами. По сути, они используют запугивание, чтобы сделать сенсацию из каждого сюжета.

Почему мы обращаем внимание на негатив

Эта тема направляет нас к естественному для человека качеству, сложившемуся в ходе эволюции, — обращать больше внимания на плохое, чем на хорошее. Именно так древние люди быстро идентифицировали угрозы. Но это может привести к симптомам, похожим на посттравматическое стрессовое расстройство.


Спокойно, ты справишься!

Сегодня чересчур увлекаться плохими новостями — это не техника выживания, а всего лишь способ повысить уровень тревоги.


Новости прячутся в каждом гаджете. Источник

В 1997 году было проведено исследование влияния, которое оказывают на нашу психику плохие новости. Для этого ученые записали три 14-минутных выпуска новостей. В первом были только 124 негативные сюжеты, во втором — только позитивные (про людей, которые выигрывали в лотерею, выздоровели после тяжелой болезни и так далее), а в третьем — эмоционально нейтральные. Их показали трем разным группам людей. Как и предполагалось, те, кто посмотрел «негативный» выпуск, чаще признавались, что испытывают грусть и тревогу, чем участники двух остальных групп. Зрители «негативного» выпуска провели больше времени, делясь своими тревогами, а также были более склонны драматизировать увиденное. Так что плохие новости не только делают нас более грустными и тревожными, но и обостряют наши собственные переживания и тревоги. Потенциально они могут обострить ряд личных переживаний, напрямую не связанных с содержанием передачи.

Мы не можем контролировать суматоху вокруг. Но нам по силам закрыться от нее, противопоставить позитив негативу и запомнить, что журналисты только и хотят заставить нас всасывать плохие новости. Чем грубее и отвратительнее новостной сюжет, тем больше его посмотрят. Но мы хотим информации, а не эмоциональной перегрузки.

Неточная картина мира

Есть и еще хорошие новости! Ведущие СМИ не создают точную картину реальности. Мир огромен, и в нем постоянно происходит что-то хорошее. Но мы не замечаем этого, потому что наш мозг постоянно цепляется за плохое.

Рассмотрим такого одноклеточного паразита, как неглерия Фоулера (она же «амеба — пожиратель мозга»). Она любит вкусненькие бактерии, но если случайно попадет в мозг, то с удовольствием возьмется и за него. Согласно данным Центра по контролю и предотвращению заболеваний США, она попадает в организм через нос человека. Инфицирование происходит случайно во время ныряния, катания на водных лыжах и других видов спорта, при которых вода попадает нам в нос. Случаи заражения также наблюдались, когда люди с головой окунались в горячие источники или промывали нос водой из-под крана… Что-о-о? Это сигнал тревоги для тех, кто любит промывать нос каждый день. Или нет?

Каждый случай трагической гибели несчастного, вдохнувшего воду носом, становится для СМИ темой выпуска, однако неглерия Фоулера — это не та вещь, которой стоит опасаться. Для справки: в США за последние 10 лет жертвами голодной амебы стали всего 40 человек. Часто за шокирующими фактами стоят совершенно не впечатляющие цифры. Нужно докопаться до них, чтобы увидеть неискаженную картину мира.


Трезво оценивать ситуацию нужно, чтобы новости не оставили вас с носом. Источник

Конструкция «А что, если…»

Многие из нас слишком часто используют слова «А что, если…» От них тревога вспыхивает моментально, прямо как охапка хвороста от спички. Но если вы научитесь контролировать свои «что, если», то уровень тревоги резко снизится. Эти слова высасывают силу, заставляя вас думать над неизвестным будущим.

Берегите силы, оставаясь в своем «сейчас».

Будущее приходит понемногу, и вы можете проживать только один момент за раз. Так зачем спешить? Это не только невозможно, но и бессмысленно. Поменяйте сценарий. Пусть ваши «что, если» предсказывают позитивные вещи. Что, если у вас будет много друзей? Что, если я получу хорошую премию? Что, если все мои страхи превратятся в успехи? Вспомните свои панические предсказания будущего. Как часто они сбывались? Наверное, почти никогда.

Способы успокоиться

Сказать человеку в состоянии тревоги «Успокойся!» — это все равно что советовать слепому «посмотреть повнимательнее». Это не получится просто взять и сделать.

Нельзя успокоиться моментально, но с помощью простых приемов можно сделать это постепенно. Для начала подготовьте план по противодействию тревоге с момента ее зарождения. Другими словами, готовьте сани летом. Самый простой способ — как можно скорее удалиться от источника стресса. Проблема тревожных расстройств в том, что вы не всегда можете покинуть «опасное» место, чтобы немного прийти в себя. И у вас не выйдет запихнуть тревоги в кладовку. Вам помогут успокаивающие методики — медитации, антистрессовые раскраски, подборки фотографий с умиротворяющими сюжетами. Придумайте свой способ!

И вспоминайте слова философа и психолога Уильяма Джеймса: «Самое сильное оружие против стресса — наша способность предпочесть одну мысль другой».

По материалам книги «Спокойно, ты справишься!»

Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи