16-летняя Джемма знакомится с Таем в аэропорту Бангкока. Симпатичный и застенчивый парень угощает ее кофе. Они болтают о родителях, отпуске, планах… А потом все меняется. Джемма просыпается в чужом доме посреди пустыни. На много километров вокруг нет ничего. Только песок, солнце и тот, кто ее похитил.
Английская писательница Люси Кристофер рассказывает пронзительную историю нездоровой привязанности. Вместе с героиней мы ощущаем страх и желание сбежать, замечаем, что презрение к преступнику сменяется сочувствием, боремся с собой, размышляем о границах, которые нельзя нарушать, и лихорадочно ищем выход.
Роман «Взаперти» держит в напряжении с первых и до последних страниц. Иногда он напоминает психологический триллер, а иногда — любовную драму. Автор получила за него сразу несколько премий в сфере молодежной литературы — Branford Boase award и Australia’s Golden Inky. Дебют оказался громким. Давайте читать→
Кто такой Тай?
Перед нами нешаблонный образ похитителя. Сначала он вызывает презрение, но постепенно раскрывается с новой стороны: через историю детства, смекалку, умение видеть красоту природы, заботу о Джемме.
Например, несколько лет назад Тай спас героиню и остался в тени. Если бы не он, девушка могла пострадать. Извиняет ли это Тая, делает ли более человечным? Как относиться к злу, если оно периодически совершает добро?
«„Взаперти“ — это борьба: читателя со своими чувствами, читателя с главными героями, героев между собой. Борьба, трансформирующая жизнь каждого, кто в нее включен», — Ульяна Петрухина, книжный видеоблогер.
Может ли любовь ограничивать свободу?
В этой книге Кристофер исследует феномен стокгольмского синдрома. Она наглядно показывает, как работает абьюз и как сложно жертве выбраться из созависимых отношений.
«Размышляя, как относиться к чему-либо и что можно простить, а что нет, стоит прежде всего смотреть на поступки. Тай совершил недопустимое — он решил за Джемму, где ей быть и с кем. Никто не может решать за другого. Здоровые любовные отношения — это отношения без принуждения. В них важны желания каждого», — объясняет в послесловии психолог Яна Катаева.
Мы получаем важное напоминание: стокгольмский синдром возникает не только у жертв похитителей — в обычных парах тоже. А еще своего рода вакцину, которая поможет отличать одержимость от романтики и защищать свои границы.
Что еще в книге?
Роман написан в форме письма Джеммы к ее похитителю. И это с головой погружает в историю. Вы чувствуете, как идете по залам аэропорта с повязкой на глазах. Ощущаете спасительную мокрую ткань, которая накрывает обожженное солнцем тело. Восхищаетесь силой пустыни и учитесь замечать ее красоту. В отчаянии делаете зарубки по количеству дней пребывания в плену. А потом видите открытую дверь и не хотите никуда уходить.
«Ты почти поймал меня, будто я не я, а нечто маленькое, живое, привлеченное светом. Мне даже казалось, что внутри меня трепещут крылья. Шершавые крылья мотылька», — пишет Джемма. Книга Люси Кристофер — мощное послание о ценности свободы. Не только своей. Но и того, кто рядом.
Хотите первыми узнавать о наших художественных книгах, читать крутые отрывки и получать скидки? Подписывайтесь на рассылку направления МИФ.Проза.
По материалам книги «Взаперти»