Саморазвитие
Два вида мышления, от которых зависит наш потенциал
26 декабря 2019 4 068 просмотров
Саморазвитие
Два вида мышления, от которых зависит наш потенциал
26 декабря 2019 4 068 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Вам никогда не приходила в голову мысль, что каждый из нас может научиться буквально всему, а способность приобретать новые навыки и развиваться в разных направлениях сохраняется на протяжении жизни? Можете ли представить, что каждый день вы просыпаетесь с «обновленным» мозгом?

Профессор Стэнфордского университета Джо Боулер в книге «Безграничный разум» делится доказательствами того, что наш мозг — и вся наша жизнь — предельно адаптивны и люди, которые меняют подход к жизни и обучению, достигают невероятных результатов. Сегодня в посте — несколько тезисов о работе мозга.

Страх и мозг



Безграничный разум

Начнем с малоизвестного факта: когда люди, пережившие негативный опыт на занятиях математикой, сталкиваются с цифрами, в их мозге активизируется центр страха — тот самый, который включается при виде змей или пауков. Как только это происходит, нейронная активность в центрах, ответственных за поиск решений, резко падает. Неудивительно, что многие в итоге не добиваются успеха в математике: как только ими овладевает страх, мозг начинает работать хуже.

Страх перед любой областью знаний оказывает негативное воздействие на работу мозга.

Мышление роста и фиксированное мышление

Очень сильное влияние на наш потенциал оказывают наши собственные мысли о наших талантах и способностях. Одним людям свойственно мышление роста, или установка на рост (growth mindset). Они полагают: приложив усилия, можно выучить все что угодно.

Другие же живут с пагубным фиксированным мышлением. Эти люди считают, что обладают неизменными врожденными способностями и, хотя и могут научиться чему-либо новому, радикально изменить уровень интеллекта не в силах. Как показали многолетние исследования, от типа мышления человека зависит не только объем знаний, который он способен усвоить, но и то, какой будет его жизнь.

Пример

Один из инструментов, формирующих у детей, даже у трехлеток, пагубное фиксированное мышление, — короткое и вполне невинное на первый взгляд слово, используемое повсеместно. Это слово «умный». Родители регулярно хвалят своих детей, говоря им «Умница!», искренне желая придать им уверенности в собственных силах. Сегодня мы знаем, что после такой похвалы дети сначала думают: «О, отлично, я умный!» — но позднее, сталкиваясь с проблемами, неудачами, любым затруднением, приходят к другому выводу: «А не такой уж я и умный». В конце концов они начинают постоянно оценивать себя по этой фиксированной шкале.

Хвалить детей — правильно, но хвалите их за то, что они делают, а не за свойства их личности.

Ниже приводятся альтернативные высказывания для разных ситуаций, в которых вы, вероятно, использовали бы слово «умный».


В Стэнфорде Джо Боулер преподает курс «Как учить математику» самым успешным студентам-младшекурсникам страны. Даже они испытывают влияние деструктивных убеждений! Большинству из них на протяжении многих лет говорили, какие они умные, но этот позитивный месседж — ты умный — вредит учащимся.

 

Ведь когда тот, кто считает себя умным, сталкивается с проблемой или непростой задачей, преодоление трудностей действует на него губительно, порождая чувство, что он не слишком умен. В конечном счете такой человек пасует перед задачей или вовсе бросает занятия.

Сформировать правильное мышление: «Безграничный разум».

Похожие статьи