Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Шесть шляп мышления. Обсуждаем сложные вопросы в команде
17 октября 2019 10 732 просмотра

Елена Исупова
Елена Исупова

На работе часто приходится обсуждать сложные вопросы и искать общее решение. Совещание для этого — вполне подходящий формат. Если организовать его правильно и провести разговор творчески, оно точно не станет пустой тратой времени. Вот несколько рекомендаций из рабочей тетради «Как стать отличным руководителем».

Шесть шляп мышления

Есть два известных выражения: «Надень свой думательный колпак» и «Одна голова хорошо, а две лучше». Когда нужно рассмотреть проблему с разных ракурсов, почему бы не надеть шесть шляп сразу?

Метод «Шляпы мышления» предложил психолог и писатель Эдвард де Боно. Он считал, что главная проблема мышления — непоследовательность. Мы пытаемся сразу сделать слишком много. Эмоции, информация, логика, надежда и творчество разом валятся на нас. Систему, которую он придумал, можно применять при публичных дебатах или обсуждении наиболее спорных пунктов. Она поможет рассмотреть вопрос с разных сторон.


Как стать отличным руководителем

Как это работает?

Каждая из шести воображаемых шляп окрашена в свой цвет и символизирует природу обсуждения в определенный момент времени.

Белая шляпа символизирует факты. Надевая ее, сосредоточьтесь на данных и фактах, включая информацию, которую надо исследовать или получить, проанализируйте предыдущие тенденции и результаты. Красная шляпа — чувства. С ней вы изучаете проблему, используя интуицию, эмоции, чутье и эстетическое восприятие, полагаетесь на эмпатию, чтобы предсказывать чувства и реакции других. Черная шляпа — опасения. Настройтесь на оборону, выискивайте риски, проблемы, препятствия, слабые места. Желтая шляпа — преимущества. Думайте позитивно и сосредоточьтесь на выигрышных моментах. Зеленая шляпа — идеи. С ней ищите творческие решения, альтернативные объяснения и новые возможности, используя нестандартные подходы. Синяя — действия (или процесс). В ней стремитесь к обобщению взглядов, подводите итоги.


Де Боно считает черную шляпу самой ценной и самой популярной. — Источник

С помощью «шляп мышления» модератору нужно направить обсуждение в нужную сторону. Он должен засекать время использования каждой «шляпы» и не допускать смешения. Например, так: «Теперь мы переходим к „черной шляпе“ — в течение следующих трех минут я хотел бы услышать все отрицательные аспекты, связанные с обсуждаемым вопросом. Если вы не выскажете их сейчас, у вас не будет другого шанса, потому что мы перейдем к следующей „шляпе“».

Надевайте одну шляпу за другой. Забудьте про должности и ранги. А потом делайте выводы.

Строго соблюдая временные рамки и четко объяснив, что все идеи и предложения необходимо выражать сразу же, а не позже, вы даете своей команде возможность высказаться, пока что-то еще можно изменить (вместо того чтобы потом жаловаться коллегам у кулера с водой).

10 рекомендаций

Вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать командное обсуждение комфортным и продуктивным.

1. Если перед вашим совещанием уже проводилось другое, убедитесь, что протокол первого был разослан вовремя (в идеале пока команда еще помнит, что на нем обсуждалось).

2. Заранее отправьте запрос на темы для повестки совещания, чтобы коллеги могли их обдумать. Если возник спорный вопрос, обязательно подчеркните, что он будет рассмотрен на совещании.

3. Составив повестку, как можно точнее подсчитайте время, которое нужно выделить на каждый пункт.


Продумайте мелочи, используйте повестку, постарайтесь сделать встречу комфортной. — Источник

4. Попросите членов команды подтвердить участие и назначьте дату/время/место, чтобы люди могли скорректировать свои планы.

5. Узнайте, хватит ли бюджета на закуски — даже простая коробка печенья многое скажет об отношении руководства к коллективу.

6. Начните совещание вовремя. При необходимости поменяйте местами незначительные пункты, если сотрудник, необходимый для обсуждения одного из них, опаздывает.

7. Используйте «шляпы мышления» или другой подобный инструмент для организации обсуждения спорных пунктов или проблем.

8. Придерживайтесь времени, выделенного на каждый пункт повестки, и всегда оставляйте запас на генерирование решений.

9. Поблагодарите команду за участие и удостоверьтесь, что протокол напечатан, одобрен и разослан для ознакомления в течение двух дней после совещания.

10. Реализуйте выработанные решения и держите команду в курсе.

Метод шести шляп мышления используют компании всего мира. Например, NASA, IBM, DuPont, NTT (Япония), Shell, BP и Federal Express. Присоединяйтесь!

По материалам рабочей тетради «Как стать отличным руководителем» и книги «Как подружиться с головой»

Обложка поста — unsplash.com

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи