Создание мира и конец времен, полные проблем отношения между богами и великанами, магия, предательства, сражения с чудовищами, неудачные приключения человеческих героев и героинь, их семейные распри, месть и браки… Скандинавские мифы и легенды — как захватывающий сериал. Неудивительно, что они продолжают жить в современной культуре (например, в текстах Толкина и даже в «Игре престолов»).
Интерес к культуре викингов не угасает по сей день. Предлагаем познакомиться с ней поближе! Поможет в этом наша новинка «Скандинавские мифы». Полистаем?
Создание карликов (гномов)
Когда мир был едва создан, День и Ночь только оформились и впервые двинулись небесными путями, у богов еще оставалось много работы. Они начали делать разные предметы, в частности множество вещей из металлов. Рождалась цивилизация.
Скандинавские мифы
Именно на этом этапе боги решают создать карликов. Поскольку карлики (гномы) были существами подземными, они обладали особым даром находить, обрабатывать и хранить золото, и за их изделия боги готовы были щедро платить.
Карликов создали быстро; Снорри Стурлусон, исландский ученый, политик, поэт и военачальник XIII века, рассказывает, что они зародились в земле, как черви размножаются в плоти (чудовищный образ).
Карлики жили либо под землей, либо в горах, занимались ковкой металла и изготовлением прекрасных вещей.
Многие из самых ценных сокровищ богов были созданы карликами: складной корабль Фрейра Скидбладнир; золотые локоны Сив, которые заменили натуральные волосы, украденные Локи; копье Одина Гунгнир; молот Тора Мьёлльнир.
Тор одобрительно наблюдает за работой карликов. Элмер Бойд Смит (1902)
Толкин взял имена гномов в «Хоббите» из «Прорицания вёльвы». Двалин, Ойн и Глойн, Фили и Кили, Дори, Нори и Ори, Бифур, Бофур и Бомбур — персонажи скандинавских преданий, и их тезки становятся гостями Бильбо.
Их вожак Торин Дубощит может похвалиться двумя «двойниками» из мифов: Дурин и Трейн — тоже традиционные скандинавские имена подземных жителей, одних из прародителей карликов.
Имя Гэндальф также встречается среди имен карликов в скандинавской поэзии. Оно означает «альв посоха», но Толкин решил улучшить его, дополнив эпитетом на принятый у волшебников манер: Гэндальф Серый.
Почему люди — деревья
Боги занимают доминирующее место в мире, который делят с карликами, великанами, альвами (эльфами) и немногочисленными монстрами — отпрысками Локи и великанши Ангрбоды. Пока в этом мире нет людей, некому приносить жертвы богам.
В один прекрасный день три бога — Один, Хёнир и Лодур — отправились на прогулку, судя по всему, к морю и на берегу обнаружили, что там лежат «малопригодные / Аск и Эмбла, лишенные судьбы».
Три бога взялись за дело и превратили ствол ясеня (Аск) и другой ствол (с ним сложнее, значение слова «эмбла» точно никто не знает, хотя, скорее всего, это вяз) в первую пару людей:
…дал дыхание Один, дал Хёнир голос,
дал краски Лодур и лучший облик.
Прорицание вёльвы. Стих 18
Люди не забывают, что изначально были созданы из деревьев. Это выражено метафорически во многих скандинавских текстах: мужчин в них называют «древо оружия» или «древо битвы». Женщины тоже были «деревьями». Например, воительница Брюнхильд звалась «древо ожерелий».
Хотя деревья не могут ходить, их сила и стройность, годичный цикл жизни, долголетие и внезапная смерть от болезни, огня, топора дровосека делают их мощным образом-аналогом человеческого существования.
Также люди отчасти могут считаться порослью мирового древа, которое прорастает сквозь королевство богов, человеческие миры и мир мертвых.
Мировое древо. Епископ Перси. «Северные древности» (1847)
Дракон у Толкина
Смауг, дракон в книге Толкина «Хоббит», получил имя от древнескандинавского слова, означающего «красться», «ползти». Его прототипом стал дракон Беовульфа, летающий огнедышащий монстр.
Подобно Фафниру — другому дракону из скандинавской мифологии — Смауг умел говорить. Он вел длинную беседу с хоббитом Бильбо, который отвлекал его загадками, пытаясь найти слабое место дракона; оно находилось под мышкой, где стерлись чешуйки. Этой информацией Бильбо поделился с лучником, который позже сразил летящего дракона.
Великий воин Сигурд убивает дракона Фафнира. Деталь резных деревянных дверей церкви Хюлестад в Норвегии (ок. 1200)
Загадки Гестумблинди
Конунг Хейдрек был хитрым и скорым в решениях, но делал зла не меньше, чем добра. У него был враг по имени Гестумблинди, и правитель вызвал его ко двору.
Гестумблинди боялся, что тот причинит ему вред, и испытал облегчение, когда к нему в дом пришел загадочный человек и вызвался пойти к королю вместо него.
Фальшивый Гестумблинди устроил с Хейдреком турнир загадок и одержал верх убийственным вопросом: «Что прошептал Один на ухо Бальдру, лежавшему на погребальном костре?» Тут Хейдрек понял, что перед ним сам бог.
Одноглазый Один с вóронами и своим знаменитым копьем Гунгнир. Миниатюра из исландской рукописи XVIII века
Загадки фальшивого Гестумблинди весьма разнообразны. Некоторые можно назвать традиционными: «Что я пил вчера, если это не вода, не вино, не пиво и не прочая еда?» (ответ: утренняя роса) или: «Что за существо на восьми ногах с четырьмя глазами, у которого колени выше живота?» (ответ: паук). Другие довольно туманные.
Толкин вдохновлялся этим текстом, когда писал сцену поединка на загадках между Бильбо и Горлумом в «Хоббите», хотя победоносный вопрос Бильбо «Что у меня в кармане?» заметно отличается от загадки Одина про Бальдра, завершающей состязание в саге.
Космический волк
Вдохновение в скандинавских мифах и легендах черпал не только Толкин. Помните, например, оборотня по имени Фенрир Сивый из «Гарри Поттера»?
В германо-скандинавской мифологии Фенрир — космический волк, сын бога Локи и великанши Ангрбоды.
Ему было позволено остаться в Асгарде (мире богов), но вскоре он стал есть слишком много, и боги решили сковать его. Они не могли найти достаточно крепкую цепь и после двух неудачных попыток, которые позабавили Фенрира, заключили договор с карликами, и те создали магическую цепь.
Ее сковали из шести невозможных вещей: звука кошачьих шагов, женской бороды, корней горы, дыхания рыбы, медвежьих жил и птичьей слюны. Цепь вышла мягкой, легкой и гладкой.
Фенрира опутали новой цепью, и она затвердела, как железо; зверь не смог с ней справиться. Его заточили в пещере и воткнули меч ему в пасть, чтобы он не мог свести челюсти.
Связанный Фенрир. Миниатюра из исландской рукописи XVIII века
Так он ждет конца времен. В последние дни мира ему предначертано разорвать путы, напасть на богов и проглотить Одина.
Зима близко
Сегодня огромной популярностью пользуется сериал «Игра престолов», где постоянно присутствует угроза наступления зимы. И здесь тоже прослеживается влияние скандинавских мифов и легенд.
Согласно им, в конце времен наступает Великая Зима, Фимбульветр. Три зимы подряд следуют одна за другой, не перемежаясь летом; снега повсюду, дуют свирепые ветра, стоят морозы. Это ведет к разрушению связей между людьми.
Мир устремляется к хаосу. Прежде чем человечество падет в гражданской войне, проявятся и другие признаки конца времен, названные пророчицей.
Глубоко в Лесу повешенных прокричит петух с красным оперением. Другой пропоет в Железном лесу, где троллиха вскармливает потомство Фенрира — волков, преследующих луну и солнце.
Боги готовятся к Рагнарёку (гибели мира). Рисунок У. Дж. Коллингвуда в стиле скульптуры эпохи викингов (1908)
В нестройные звуки конца времен вольется и вой огромного пса Гарма (возможно, он двойник Фенрира или самостоятельное чудовище, «адский пес» или «адская гончая»).
Наступает ужасный момент, когда небесные светила будут поглощены жадными пастями зверей и мир погрузится во мрак.
По материалам книги «Скандинавские мифы»
Иллюстрации из книги.