Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Картинка, интерес, ассоциация: 8 принципов эффективной учебы
29 августа 2019 4 545 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

Курсы иностранного, игра на бас-гитаре, скорочтение, повышение квалификации или второе высшее — мы всегда чему-нибудь учимся. Но не всегда эффективно. Чтобы правильно выстроить процесс, важно соблюдать несколько универсальных принципов. Найти их легко — достаточно заглянуть в книгу Улафа Шеве «Суперстудент».

Концентрация внимания



Суперстудент

Что изображено на тысячерублевой купюре? Какого цвета ковролин в вашем офисе? Какой ручкой вы в последнее время пишете? Многие вещи мы видим ежедневно, но голова занята другим, поэтому мы их не замечаем.

То же самое с учебой. Когда вы скользите взглядом по тексту, а мысли витают где-то далеко, информация вряд ли запомнится. Если делаете два дела разом (например, слушаете аудиоурок и отвечаете на сообщение мамы в соцсетях), оба сделаете плохо. Концентрация внимания — главное условие успешной учебы. Для усвоения материала необходимо сосредоточиться, сфокусироваться на цели и использовать приемы активного обучения (составить интеллект-карту, обсудить тему с друзьями или записать свои мысли).


Сосредоточьтесь! – Источник

Осмысление материала

Немецкий психолог Герман Эббингауз одним из первых начал изучать механизм памяти. Он считал, что запоминание непонятого, неосмысленного материала требует в десять раз больше усилий, чем запоминание осмысленного. Это подтверждается результатами современных исследований. Сложно выучить то, в чем мы не видим смысла. Запомнить число 4 071 776 намного труднее, чем дату 4.07.1776 (День независимости США). Запомнить термин «техника обучения» гораздо легче, чем буквы, из которых он состоит, по отдельности. А формулу расчета угла наклона прямой m = (Y2 − Y1) / (X2 − X1) гораздо легче выучить наизусть, понимая ее смысл.

Интерес к тому, что изучаешь

Усваивать знания гораздо легче, если предмет интересен. Во-первых, на нем проще сосредоточиться. Во-вторых, не приходится заставлять себя искать дополнительный материал. В-третьих, если предмет нравится, мы стремимся узнать все с ним связанное, и это тоже помогает в учебе. Как пробудить в себе интерес к предмету? Например, посмотреть, насколько его изучение связано с другими нашими интересами и планами на жизнь. Допустим, вы обожаете путешествовать, но никак не можете взяться за немецкий язык. Подумайте о том, что знание иностранного пригодится, когда вы отправитесь в поездку по Германии.


Старайтесь пробудить в себе любопытство. — Источник

Ассоциативные связи

Если связать новые знания с полученными ранее, усвоить материал будет легче. Представьте: вы учите испанский язык, и нужно запомнить, как по-испански будет «паспорт» и «словарь» (pasaporte, diccionario). Они пишутся почти так же, как английские (passport, dictionary), и если вы знаете их, то мгновенно вспомните и испанские слова.

Визуализация

Усвоить новые знания гораздо легче с помощью воображения и образного мышления. Помните ли вы, сколько окон в вашей квартире? Чтобы ответить на этот вопрос, мысленно пройдитесь по ней. Информация, которую можно «нарисовать» в голове, представить в виде картинки (независимо от того, существует ли она в реальности), запоминается легче, чем абстрактные категории. Вспомните Фиби в сериале «Друзья»: она дала аккордам смешные названия — в зависимости от того, на что похожа рука, когда их держит. И легко их запомнила.

Общее представление о предмете и его логика

Это позволяет правильно организовать изучение предмета — решить, в какой последовательности читать материал, увидеть его связь с другими разделами и соподчиненность этих разделов. Организованный материал легче усваивается. Более того, результаты исследований показывают: те, кому предлагают только организовать материал, запоминают его ничуть не хуже тех, кого просят его изучить.

Собираетесь читать о создании ЕС? Сначала узнайте исторический контекст, в частности события Первой и Второй мировых войн. Хотите выучить названия штатов США? Сгруппируйте их по географическому принципу (северо-восток, юго-восток и т. д.) или по алфавиту. Учите английские слова father, banana, run, read, apple, child, orange, mother, swim? Распределите их по категориям (семья: father, mother, child; фрукты: banana, apple, orange; действия: run, read, swim).

Изложение материала

Возьмите любой вопрос из книги, которую прочитали, ключевое слово или название главы и попытайтесь ответить на вопрос «Что я об этом знаю?», то есть выдать максимум информации по теме. Не подглядывайте в учебные материалы. Излагая материал, мы повторяем пройденное и видим, что усвоено, а над чем следует поработать. Все это существенно повышает продуктивность обучения и экономит время.

В ходе одного эксперимента учащихся разделили на две группы. И тем и другим зачитали по сорок слов. Первая группа трижды повторила услышанные слова вслух, вторая трижды просто прочла слова. Через 48 часов ученые проверили, насколько хорошо учащиеся запомнили слова, и оказалось, что первая группа запомнила намного больше.


Можно рассказать то, что вы запомнили, друзьям. — Источник

Повторение

Чем чаще мы повторяем пройденный материал, тем дольше его помним и тем легче извлекаем из памяти. Результаты исследований показывают: без повторения пройденный материал быстро забывается.

В ходе другого эксперимента группу учащихся просили повторять текст до тех пор, пока те не заучивали его наизусть. Затем нескольким участникам предложили продолжать повторять материал, причем количество повторений должно было составлять 50% от количества повторений, после которых они запомнили его дословно. (Если испытуемый запомнил текст после десяти повторений, он должен был повторить его еще пять раз.) Другие участники эксперимента не повторяли материал. На следующий день всех учащихся протестировали, чтобы узнать, насколько хорошо они помнят текст, выученный накануне. Через несколько дней их протестировали снова, затем продолжали регулярно тестировать в течение месяца. Те, кто повторял материал большее количество раз, запомнили его намного лучше остальных.

Используйте эти принципы, чтобы получать от учебы больше.

По материалам книги «Суперстудент»

Обложка поста — unsplash.com

Похожие статьи