Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Бизнес и дружба: правила с иллюстрациями из жизни
14 августа 2019 4 369 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

Можно ли вести бизнес с друзьями? Споры на эту тему ведутся давно. Кто-то считает, что взять в деловые партнеры приятеля — путь к разрыву отношений. Кто-то уверен, что без надежного человека рядом не обойтись. Аудитор и налоговый консультант Алла Милютина в книге «Спасите мой бизнес» называет 4 правила работы с друзьями и приводит истории из своей практики (изменив имена и названия).

Правило № 1: не стесняться официальных отношений



Спасите мой бизнес

Из-за обманчивой формулы «Друг никогда не кинет. Я ведь никого не кидаю» не один человек терял деньги. Вести бизнес с друзьями и родственниками, по мнению автора книги, можно. Только не нужно смешивать работу и дружеские отношения. Бизнес требует порядка, все должно быть оформлено так, как будто перед вами совершенно незнакомый человек. То есть дружить можете где угодно, но документ надо подписать.

Иллюстрация

Леонид М. — талантливый программист, победитель олимпиад — ушел в предпринимательство через год после окончания вуза. Придумал интернет-проект — один из первых в своем сегменте рынка. Как первопроходец, успел снять сливки и стал долларовым миллионером.

Друзья предложили ему сделать «шикарную инвестицию». Они задумали бизнес международного масштаба — портал, продвигающий услуги частных врачей, — и купили домены в нескольких странах. На тот момент это была не одна компания, а группа юридических лиц. А некоторые доменные имена и товарные знаки с учетом местного законодательства товарищи вообще зарегистрировали на «физиков». Леониду проект понравился. Он согласился перечислить партнерам 2 миллиона долларов по определенному графику, а ему пообещали отдать 5% акций будущего холдинга — когда для него выберут юрисдикцию.

Все, что имелось у Леонида на руках, — самое общее соглашение и табличка, показывающая, как умножатся его вложения, если будет расти капитализация проекта. Друзья додумались до потрясающей схемы — финансовая пирамида, эксплуатирующая одного человека. Деньги последовательно берутся в долг под возрастающие обещания.

Понятие «друг» лежит в моральной плоскости, а «обманет/не обманет» — в правовой. Их нельзя совмещать.

Консультанты убедили Леонида составить договор, по которому деньги, что он уже внес и которые его партнеры еще хотели получить, считаются обеспечительным взносом, переданным физлицам. Если они к определенному времени не создадут холдинг и не передадут акции, то должны вернуть всю сумму и заплатить проценты. История до сих пор не закончилась. Как только звучат конкретные вопросы, разговор приобретает сентиментальный оборот: «Ну мы же друзья…»


На работе нет друзей. Придерживайтесь деловых отношений — и сможете избежать проблем в будущем. — Источник

Правило № 2: договариваться обо всем на берегу

Дружеские отношения притупляют многие полезные деловые привычки и заставляют людей пренебрегать элементарными нормами предпринимательской гигиены.

Иллюстрация

Два приятеля создали компанию «Гефест» (она занималась торговлей ремонтным инструментом). Петр Олегович как генеральный директор отвечал за всю «операционку». Алексей Викторович занимался ограниченным кругом вопросов, не стоял каждый день у руля, но вкладывал деньги, когда было необходимо.

Однажды налоговики предъявили ООО «Гефест» серьезные претензии. Учредители начали судиться. Понадобился дорогой адвокат. Петр Олегович заявил партнеру, что у него нет свободных денег, поскольку семья, мама, теща, четверо детей… Второй взял расходы на себя.

Судебный спор растянулся на год. В итоге налоговые претензии снизили, учредители «Гефеста» доначисления оплатили, и уголовное дело было закрыто. На юристов Алексей Викторович потратил 300 000 долларов, и, когда все закончилось, он предложил партнеру обсудить, как расценивать эти расходы. «Ну как расценивать? — ответил Петр Олегович. — Это взнос в наше общее дело, спасибо тебе». «Погоди, но мы же прибыль пополам делили. Просто ты свое потратил, а я сохранил и сразу достал, когда прижали», — возразил Алексей Викторович. «А на мне уголовная ответственность висела. Я кучу нервов убил за этот год. Мне кажется, должна быть моральная компенсация за то, что я ходил на допросы, а не ты».

Когда все возможные ситуации зафиксированы, не остается места для сомнений, подозрений и манипуляций.

Правило № 3: если друг попросил взаймы, спросить, для чего

Иногда, чтобы сохранить друга, надо взять у него расписку в том, что дал ему взаймы. Иначе можно остаться и без денег, и без друга. Часто в экстремальных ситуациях человеку свойственно между деньгами и дружбой выбирать деньги. Как это ни печально, даже многолетняя дружба имеет свою цену и не всякий устоит перед соблазном ее обналичить.

Иллюстрация

У Аллы Милютиной и ее мужа был близкий друг Владимир. Владел лесопилкой в областном центре. Однажды он попросил 60 000 долларов — ровно на две

недели, пообещал проценты, дал расписку. Конечно, пара согласилась помочь. Позже выяснилось, что деньги понадобились для покупки порубочных билетов через корыстного чиновника. Нужную сумму он внес, а через пару дней чиновник умер от сердечного приступа. Владимир остался без билетов и денег. Приезжал, объяснялся: бизнес не идет, кое-что разладилось, подождите чуть-чуть…

Идти в суд не хотелось. В конце концов друг переписал дом на детей, а срок востребования долга по расписке истек. По телефону он пожаловался: «Алла, мы с тобой вчера разговаривали, я потом всю ночь не спал. Ты не звони мне больше. После твоих звонков у меня сердце болит».


Иногда отказать дать в долг другу — это правильное решение. — Источник

Правило № 4: доверять, но проверять

В мире много порядочных людей. Но предпринимательская практика показывает, что достаточно нескольких «паршивых овец», чтобы испортить все стадо. Если создаешь бизнес, в котором есть возможности для воровства, рано или поздно сотрудники начнут воровать.

Иллюстрация

Виктория запустила производство модной одежды по собственным эскизам. За короткий срок ее клиентами стали многие селебрити. Коллектив подобрался дружный, девушка в качестве бонуса позволяла сотрудникам выкупать одежду со скидкой 50%.

Этим через некоторое время воспользовались недобросовестные члены команды. Они связывались с клиентом, заказавшим изделие через интернет, предлагали ему купить вещь со скидкой 15–20%. Но при «маленьком условии»: когда служба контроля продаж позвонит покупателю, он должен сказать, что от вещи отказался, поскольку ему не подошел размер. Дальше курьер привозил вещь, получал 80–85% ее реальной стоимости, потом по документам оформлялся возврат этой же вещи и ее выкуп сотрудником за 50% от цены.

Навар махинаторов составлял от 30 до 35%. Вскрылась такая схема довольно просто: аудиторы сопоставили товарные позиции по возвратам и выкупам и обнаружили множество совпадений, которые приходились на дату работы одной и той же смены.

Автор этой книги не убеждает нас отказаться вести бизнес с друзьями. Но напоминает, что делать это нужно с умом.

По материалам книги «Спасите мой бизнес»

Обложка поста — pexels.com

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи