Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Искусство борьбы без борьбы, или Внутренний воин Брюса Ли
23 июля 2019 9 112 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

В последнем завершенном фильме Брюса Ли «Выход Дракона» есть замечательная сцена, которая прекрасно выражает высшую цель искусства и философии джиткундо (так Брюс назвал свою необычайно эффективную систему борьбы без оружия). В этой сцене Ли на джонке плывет из Гонконга на остров, чтобы принять участие в жестоком бойцовском турнире. Организатор турнира, бывший шаолиньский ученик Хан, занимается криминальным бизнесом.

Вместе с Ли в джонке находится боец из Новой Зеландии. Он играет накачанными мускулами, пытаясь запугать других пассажиров, в том числе и будущих противников. Он издевается над работающими на джонке щуплыми подростками-китайцами. Выбив корзину с фруктами у одного из них и отшвырнув его ногой, он переключился на Ли, невозмутимо глядящего на воду. Новозеландец провоцирует его на драку прямо на лодке. Ли сохраняет спокойствие. С чувством превосходства и скрытым любопытством боец спрашивает: «Каков твой стиль?» Ли с легкой усмешкой отвечает: «Мой стиль? Можешь называть его искусством борьбы без борьбы».

Боец заинтригован: «Искусство борьбы без борьбы? Покажи что-нибудь!»

Понимая, что противник не отстанет и нужно что-то предпринять, Ли соглашается, но при условии, что они не будут драться на борту джонки. «Тебе не кажется, что нам нужно больше места?» — спрашивает Ли.

«Где же тогда?» — следует ответ бойца.

Ли скользит взглядом по горизонту, видит небольшую песчаную бухту и с легкой усмешкой говорит: «Вон там, на острове…» Он предлагает взять спасательную шлюпку, привязанную к джонке.

Боец кивает в знак согласия и спрыгивает в нее, пока Ли разматывает веревку. После этого Ли ловко отталкивает лодку от джонки: он не собирался никуда плыть и за счет сообразительности победил без единого удара. Это и есть «искусство борьбы без борьбы».

***
С этой истории Джон Литтл начинает главу про искусство борьбы без агрессии в книге «Внутренний воин». В ней автор наиболее подробно описывает философию Брюса Ли и его представления о разных аспектах жизни. Вот как Джон Литтл раскрывает тему джиткундо.


Внутренний воин

Крик души

Давайте более подробно рассмотрим, как этот принцип используется в кэндо — японском искусстве фехтования. «Кэн» по-японски означает «меч», а «до» (произносимое как «доэ») — «путь», или «дао», вместе они образуют «путь меча». Нам покажется странным, что миролюбивая философия Дао каким-то образом уживается с таким грозным искусством. Но любой конфликт представляет собой проявление энергии ян, он неотъемлем от своего дополнения — инь, — и должен им уравновешиваться.

Проникнув в Японию, дзен-буддизм сразу же привлек внимание грозных самураев, воинов феодальной эпохи, которые в течение многих столетий участвовали в беспрерывных гражданских войнах между японскими феодалами. Для самураев, чья жизнь всегда висела на волоске, дзен стал островом спокойствия среди окружающего их хаоса. «Путь меча» осваивают в духе дзен. Тому подтверждение «киай», боевой клич, которым бойцы пытаются вывести противника из психологического равновесия.

Вы, возможно, слышали боевые кличи Брюса Ли во время поединков в фильмах. Сцены, в которых используется настоящий боевой клич, действительно врезаются в память. Брюс издает пронзительный вопль, похожий разом и на рык рыси, и на крик разъяренной птицы. Много лет назад тренер Джона Литтла рассказывал, что высокая частота боевых кличей Брюса напоминала вопли женщины, бьющейся в истерике, и крики диких животных. Эти звуки должны были заставить врага трепетать от ужаса, вызывать напряжение, и в этом тоже проглядывают элементы даосизма, адаптированные к рукопашному бою.

Бытует история о древнем китайском мастере даосизма по имени Лин-чи (известного в Японии как Риндзай. Основатель одной из самых влиятельных школ дзен). Когда к нему приходили ищущие истину и спрашивали: «В чем смысл даосизма?» — Лин-чи неожиданно громко кричал. Естественно, люди приходили в замешательство, ведь крик — это явно не тот ответ, которого ждешь в данном случае (поговаривают, что подобную штуку мог выкинуть и Бертран Рассел, философ, математик, нобелевский лауреат по литературе). Но Лин-чи своим «ответом» устраивал своеобразную проверку психологической устойчивости посетителя.

Сильным криком во время поединка Брюс Ли также пытался ошарашить противника, вывести его из психологического равновесия и заставить на мгновение включить ум. Ли знал: стоит противнику задуматься, как он потеряет уверенность, запнется, и это даст Ли возможность успешно атаковать. Мы должны не колеблясь и не останавливаясь идти по пути Дао. Это правило соблюдают во всех боевых искусствах, но в джиткундо, где не существует паузы между атакой и защитой, оно особенно заметно. Опытные мастера боевых искусств в поединке словно танцуют вместе и в своих движениях выглядят одним телом — до тех пор, пока не наступит переломный момент: один из бойцов на мгновение задумается, потеряет бдительность, и на этом для него все закончится.

Неаналитический ум

В китайском языке есть термин mo chih ch’u — «идти вперед не раздумывая»: если вы решились действовать, то не останавливайтесь и не сомневайтесь. Знаменитому японскому самураю Миямото Мусаси приписывают стихотворение:
Под взнесенным мечом
Ад, заставляющий тебя трепетать. Но иди вперед —
И найдешь благословенную землю.

Другими словами, Мусаси призывает нас стать текучим движением без остановки и колебания, не привязанным ни к чему откликом на происходящее.

Как это делается в единоборствах, мы наблюдаем в сценах борьбы Брюса Ли с несколькими противниками. При наличии внутренних колебаний Брюс был бы вынужден сосредоточиться на отражении атаки одного противника с одной стороны. Его ум зафиксировался бы на одном человеке, и в результате нападение другого противника с другой стороны застало бы его врасплох. Вместо этого Ли говорит о необходимости развивать непривязанный ум, способность быть чутким и постоянно подстраиваться к обстоятельствам.

Ум мастера кунг-фу не фиксируется на частях тела противника. При нападении нескольких противников это правило приобретает первостепенное значение. Ум мастера кунг-фу присутствует везде, не привязываясь ни к одному объекту.

Он полностью пребывает в настоящем.

Будучи направленным на тот или иной объект, он не привязывается к нему. Поток мыслей подобен воде, наполняющей водоем, всегда готовой течь дальше и дальше. Такой ум может работать на полную мощность, поскольку свободен, и быть открытым всему, поскольку пуст.

Иными словами, если ваш ум фиксируется на конкретном моменте, неважно где, в поединке или в споре, этот момент будет властвовать над вами, и вы проиграете. Вот почему овладеть несвязанным, или неаналитическим, умом должны не только мастера боевых искусств, но и любой, кто хочет двигаться вперед, а не крутиться как белка в колесе бесконечных проблем.

Боец, по мнению Ли, должен настолько отточить рефлексы, чтобы добиться полной победы, не прикасаясь к оружию. Он сам стремился к этому. В первой серии телесериала «Лонгстрит» (1971 год) звучат такие слова:

«Ли, я хочу, чтобы ты понял: это не просто научиться защищать себя, это нечто большее. Во время обучения я пару раз чувствовал, что мои тело и голова сливаются в одно целое. Забавно, что в боевых искусствах, в борьбе я ощущаю покой. Ничего похожего на враждебность. Словно мне хватает самого понимания, что я владею джиткундо. И это понимание позволяет никогда не применять его».

По материалам книги «Внутренний воин»
Иллюстрации — скриншоты из фильма «Кулак ярости»

Похожие статьи