В последнем завершенном фильме Брюса Ли «Выход Дракона» есть замечательная сцена, которая прекрасно выражает высшую цель искусства и философии джиткундо (так Брюс назвал свою необычайно эффективную систему борьбы без оружия). В этой сцене Ли на джонке плывет из Гонконга на остров, чтобы принять участие в жестоком бойцовском турнире. Организатор турнира, бывший шаолиньский ученик Хан, занимается криминальным бизнесом.
Вместе с Ли в джонке находится боец из Новой Зеландии. Он играет накачанными мускулами, пытаясь запугать других пассажиров, в том числе и будущих противников. Он издевается над работающими на джонке щуплыми подростками-китайцами. Выбив корзину с фруктами у одного из них и отшвырнув его ногой, он переключился на Ли, невозмутимо глядящего на воду. Новозеландец провоцирует его на драку прямо на лодке. Ли сохраняет спокойствие. С чувством превосходства и скрытым любопытством боец спрашивает: «Каков твой стиль?» Ли с легкой усмешкой отвечает: «Мой стиль? Можешь называть его искусством борьбы без борьбы».
Боец заинтригован: «Искусство борьбы без борьбы? Покажи что-нибудь!»
Понимая, что противник не отстанет и нужно что-то предпринять, Ли соглашается, но при условии, что они не будут драться на борту джонки. «Тебе не кажется, что нам нужно больше места?» — спрашивает Ли.
«Где же тогда?» — следует ответ бойца.
Ли скользит взглядом по горизонту, видит небольшую песчаную бухту и с легкой усмешкой говорит: «Вон там, на острове…» Он предлагает взять спасательную шлюпку, привязанную к джонке.
Боец кивает в знак согласия и спрыгивает в нее, пока Ли разматывает веревку. После этого Ли ловко отталкивает лодку от джонки: он не собирался никуда плыть и за счет сообразительности победил без единого удара. Это и есть «искусство борьбы без борьбы».
***
С этой истории Джон Литтл начинает главу про искусство борьбы без агрессии в книге «Внутренний воин». В ней автор наиболее подробно описывает философию Брюса Ли и его представления о разных аспектах жизни. Вот как Джон Литтл раскрывает тему джиткундо.
Внутренний воин
Крик души
Давайте более подробно рассмотрим, как этот принцип используется в кэндо — японском искусстве фехтования. «Кэн» по-японски означает «меч», а «до» (произносимое как «доэ») — «путь», или «дао», вместе они образуют «путь меча». Нам покажется странным, что миролюбивая философия Дао каким-то образом уживается с таким грозным искусством. Но любой конфликт представляет собой проявление энергии ян, он неотъемлем от своего дополнения — инь, — и должен им уравновешиваться.
Проникнув в Японию, дзен-буддизм сразу же привлек внимание грозных самураев, воинов феодальной эпохи, которые в течение многих столетий участвовали в беспрерывных гражданских войнах между японскими феодалами. Для самураев, чья жизнь всегда висела на волоске, дзен стал островом спокойствия среди окружающего их хаоса. «Путь меча» осваивают в духе дзен. Тому подтверждение «киай», боевой клич, которым бойцы пытаются вывести противника из психологического равновесия.
Вы, возможно, слышали боевые кличи Брюса Ли во время поединков в фильмах. Сцены, в которых используется настоящий боевой клич, действительно врезаются в память. Брюс издает пронзительный вопль, похожий разом и на рык рыси, и на крик разъяренной птицы. Много лет назад тренер Джона Литтла рассказывал, что высокая частота боевых кличей Брюса напоминала вопли женщины, бьющейся в истерике, и крики диких животных. Эти звуки должны были заставить врага трепетать от ужаса, вызывать напряжение, и в этом тоже проглядывают элементы даосизма, адаптированные к рукопашному бою.
Бытует история о древнем китайском мастере даосизма по имени Лин-чи (известного в Японии как Риндзай. Основатель одной из самых влиятельных школ дзен). Когда к нему приходили ищущие истину и спрашивали: «В чем смысл даосизма?» — Лин-чи неожиданно громко кричал. Естественно, люди приходили в замешательство, ведь крик — это явно не тот ответ, которого ждешь в данном случае (поговаривают, что подобную штуку мог выкинуть и Бертран Рассел, философ, математик, нобелевский лауреат по литературе). Но Лин-чи своим «ответом» устраивал своеобразную проверку психологической устойчивости посетителя.
Сильным криком во время поединка Брюс Ли также пытался ошарашить противника, вывести его из психологического равновесия и заставить на мгновение включить ум. Ли знал: стоит противнику задуматься, как он потеряет уверенность, запнется, и это даст Ли возможность успешно атаковать. Мы должны не колеблясь и не останавливаясь идти по пути Дао. Это правило соблюдают во всех боевых искусствах, но в джиткундо, где не существует паузы между атакой и защитой, оно особенно заметно. Опытные мастера боевых искусств в поединке словно танцуют вместе и в своих движениях выглядят одним телом — до тех пор, пока не наступит переломный момент: один из бойцов на мгновение задумается, потеряет бдительность, и на этом для него все закончится.
Неаналитический ум
В китайском языке есть термин mo chih ch’u — «идти вперед не раздумывая»: если вы решились действовать, то не останавливайтесь и не сомневайтесь. Знаменитому японскому самураю Миямото Мусаси приписывают стихотворение:
Под взнесенным мечом
Ад, заставляющий тебя трепетать. Но иди вперед —
И найдешь благословенную землю.
Другими словами, Мусаси призывает нас стать текучим движением без остановки и колебания, не привязанным ни к чему откликом на происходящее.
Как это делается в единоборствах, мы наблюдаем в сценах борьбы Брюса Ли с несколькими противниками. При наличии внутренних колебаний Брюс был бы вынужден сосредоточиться на отражении атаки одного противника с одной стороны. Его ум зафиксировался бы на одном человеке, и в результате нападение другого противника с другой стороны застало бы его врасплох. Вместо этого Ли говорит о необходимости развивать непривязанный ум, способность быть чутким и постоянно подстраиваться к обстоятельствам.
Ум мастера кунг-фу не фиксируется на частях тела противника. При нападении нескольких противников это правило приобретает первостепенное значение. Ум мастера кунг-фу присутствует везде, не привязываясь ни к одному объекту.
Будучи направленным на тот или иной объект, он не привязывается к нему. Поток мыслей подобен воде, наполняющей водоем, всегда готовой течь дальше и дальше. Такой ум может работать на полную мощность, поскольку свободен, и быть открытым всему, поскольку пуст.
Иными словами, если ваш ум фиксируется на конкретном моменте, неважно где, в поединке или в споре, этот момент будет властвовать над вами, и вы проиграете. Вот почему овладеть несвязанным, или неаналитическим, умом должны не только мастера боевых искусств, но и любой, кто хочет двигаться вперед, а не крутиться как белка в колесе бесконечных проблем.
Боец, по мнению Ли, должен настолько отточить рефлексы, чтобы добиться полной победы, не прикасаясь к оружию. Он сам стремился к этому. В первой серии телесериала «Лонгстрит» (1971 год) звучат такие слова:
«Ли, я хочу, чтобы ты понял: это не просто научиться защищать себя, это нечто большее. Во время обучения я пару раз чувствовал, что мои тело и голова сливаются в одно целое. Забавно, что в боевых искусствах, в борьбе я ощущаю покой. Ничего похожего на враждебность. Словно мне хватает самого понимания, что я владею джиткундо. И это понимание позволяет никогда не применять его».
По материалам книги «Внутренний воин»
Иллюстрации — скриншоты из фильма «Кулак ярости»