Бывает так, что нас не слушают. Коллеги скучают во время презентации, семья отвлекается от рассказа, подписчики равнодушно пролистывают видео. А хочется наоборот: быть услышанным, цеплять аудиторию, доносить свои мысли до любого. И это возможно! Нужно только потренироваться и освоить технологии публичного выступления. Вот несколько советов из книги Нины Зверевой «Встань и скажи!».
1. Сделайте комплимент, чтобы расположить людей к себе
Когда выступаете с презентацией перед незнакомой группой, скажите что-то хорошее про компанию которую она представляет. Собираетесь покритиковать кого-то? Сначала похвалите его. Всем нам сложно принимать критику — так устроена наша психика. И не нужно с ней бороться! Гораздо эффективнее действовать по ее законам.
Встань и скажи!
2. Ведите диалог
Любое выступление — это диалог. Даже когда человек не отвечает, он все равно участвует в общении: в ответ на ваши реплики у него рождаются мысли, эмоции, ассоциации… Если рассчитываете на внимание, задайте себе вопрос: почему вас будут слушать? Что вы знаете о собеседнике или слушателях? Ставьте себя на их место и честно редактируйте свои слова — желательно до того момента, когда их произнесете.
Общение требует взаимности. — Источник
3. Не тратьте время других понапрасну
Хороший спикер ценен еще и тем, что очень точно соблюдает отведенное ему время. Он может закончить чуть раньше: например, говорить 50 секунд, если отведена минута, но не имеет права занять слишком мало или слишком много времени. В мобильных телефонах у нас есть таймеры. В «живых» выступлениях перед аудиторией мы можем полагаться на собственное чувство времени. Хорошая новость состоит в том, что его можно развить — если репетировать выступления. И еще можно открыто следить за временем, предупредив аудиторию, что вы не хотите нарушать хронометраж.
4. Захватите внимание с первых секунд
Счетчик на YouTube показывает, что каждые восемь секунд люди переключают видео с одного на другое. Поэтому важно сразу захватить внимание слушателей и не отпускать его. Способов много. Можно начать с завлекательного оборота: «знаете ли вы, что…», «однажды», «вчера со мной такое приключилось», «один раз…». А дальше — коротко, в двух-трех предложениях, рассказать какую-то занимательную историю.
5. Не перегружайте рассказ подробностями
Человеческий мозг устроен так, что он по нескольким деталям легко дорисовывает полный образ происходящего. Более того: ситуация, в которой человеку понятно 90% происходящего, гораздо привлекательнее ситуации, в которой ему понятно 100%. Потому что сохраняется интрига, потому что мозг включается в работу и пытается разгадать то, чего он не понимает, — а значит, внимание слушателя остается с вами до самого финала. Единственное обязательное правило: к финалу все загадки должны быть разгаданы.
6. Высказывайте мысль и приводите аргументы в ее поддержку
Идеальное выступление должно содержать только одну мысль. Тогда идея запомнится. Делайте так: высказали тезис — сразу привели доказательства: примеры, истории, цифры и факты. Вдохновение можно почерпнуть в роликах TED. Заметьте: у каждого спикера есть четкая мысль. Как правило, она формулируется в самом начале выступления, а потом становится все более очевидной.
7. Юмор и ирония — лучшие друзья рассказчика
В мире публичных выступлений, как и везде, есть своя мода. И сегодня в моде юмор. Он словно зашит в саму канву рассказа. Нет шуток с четким началом и окончанием, но собеседник чувствует, что, говоря о серьезных вещах, вы подбираете слова так, что ему хочется чуть-чуть улыбнуться.
Шутите — и непременно заработаете призовые баллы. — Источник
Ирония — великая вещь. Ее можно использовать практически во всех случаях (за исключением выступлений, которые касаются трагических тем). Более того: если вам необходимо рассказать о себе что-то значимое, но при этом вы опасаетесь показаться хвастуном, не отказывайтесь от выступления. Расскажите все, что вам важно рассказать. Но под конец добавьте самоиронии.
8. Структурируйте свою речь
Самая простая структура известна со времен Цицерона — это триада. Человек легко запоминает три вещи, но наверняка запутается, если его попросят запомнить четыре. Если человек начинает свою речь со слов «есть три вещи, которые сильно отличают меня от моих ровесников», нам уже интересно (интрига!). Ну и далее мы невольно ведем счет: первое, второе и последнее — третье отличие. Когда публика чувствует, что речь спикера организована и уложена в четкие рамки структуры, она слушает с удовольствием, предвкушая финал.
Кроме триады существуют и другие варианты структуры. Например,можно высказать смелое утверждение. А потом его доказать. Или взять вариант: «с одной стороны… а с другой стороны…» Вы можете поставить вопрос и вместе с публикой искать на него ответ. Вариантов много, главное — продумать их заранее.
Используйте эти советы и тренируйтесь. Так вы сможете стать человеком, которого слышат и слушают — на работе, дома, в компании.
По материалам книги «Встань и скажи!»
Обложка поста — pexels.com