Вдохновить друзей на поездку в Грецию, убедить детей без слез отправиться в детский сад, мотивировать команду на работу над неожиданно свалившимся проектом или уговорить любимого человека провести вечер за пиццей и сериалами… Каждый день мы продвигаем свои идеи, стараемся заразить людей собственным энтузиазмом и увлечь их в светлое будущее. Как делать это лучше? Выбрали полезные советы из наших книг.
Следуйте за своей звездой
Одна привычка в неделю для всей семьи
За нашими мыслями и поступками стоят ценности. Люди, которые осознают свои ценности и живут в соответствии с ними, более уверены в том, куда двигаются и чего хотят от жизни. Их дела не расходятся со словами. Таких людей уважают, им доверяют, за ними следуют.
Дети определяют свои ценности, наблюдая за окружающими. Взрослые по ценностям вычисляют «своих» — тех, с кем стоит идти одной дорогой. Если ценности друг друга нам близки, мы становимся одной командой. Вот как определить свои ценности и сделать их видимыми для окружающих.
Выберите три главные ценности. Ценностей может быть много, но для последовательного выстраивания системы полезно сузить их число до трех. Это поможет расставить приоритеты и легче принимать решения. Задайте себе следующие вопросы:
- Что я действительно ценю?
- Исходя из каких ценностей я обычно поступаю?
- За что я готов сражаться, ради чего готов жертвовать?
Организуйте диалог вместо лекции. Будьте откровенны с окружающими в том, что касается жизненных ценностей. Говорите об этом открыто, обсуждайте, что конкретные ценности значат для каждого из вашей команды или семьи.
Заявляйте гордо. Украсьте дом или офис чем-то, что выражало бы ваши ценности. Записывайте их на грифельных досках, выкладывайте слова из магнитных букв на холодильнике.
Держите напоминания о важном на виду. — Источник
Дела громче слов. Рассказы о ценностях не так эффективны, как поступки. Разговоры о щедрости могут пролетать мимо ушей, а вот привлекая людей к сбору еды, игрушек или одежды для благотворительных организаций, вы демонстрируете эту самую щедрость. Подумайте, какие поступки подчеркнут и укрепят ваши ценности — и сделайте это вместе с родными или коллегами.
Признавайте ценность других
Мы не так часто хвалим окружающих, о когда делаем это, обычно говорим примерно следующее:
- Я бы хотел особо отметить вклад Ивана в общую работу. Он сделал намного больше, чем предусматривают его прямые обязанности.
- Спасибо, вы отлично справились. Вы проявили массу терпения, гибкости и ума.
«Ну и что тут не так?» — спросите вы. Такая похвала, конечно, лучше, чем ничего, но ее пользу можно усилить. Вот как это сделать.
Говорите прямо. Направляйте признательность тому человеку, который ее заслужил. Зачастую мы говорим в третьем лице («Соня мне очень помогла, и я хочу ее поблагодарить»). Но если сделать обращение личным, это усилит воздействие похвалы.
Будьте конкретны. Наши высказывания часто остаются чересчур общими, они выражают в целом хорошее отношение к человеку, не уточняя, чем именно он заслужил похвалу. Мы говорим: «На встрече с клиентом в понедельник вы себя потрясающе проявили. Я так рад, что мы делаем этот проект вместе». Но что именно сделал человек? Конкретизируйте, назовите те действия, которые были для вас ценными и важными.
Не обобщайте. Мы склонны обобщать и давать людям поспешные характеристики. Например, коллега сказала что-то смешное. «Это так забавно», — думаем мы и, сами того не замечая, подытоживаем: «Юля такая забавная». Наша реакция (мне стало смешно) мгновенно превращается в суждение о человеке (какая она смешная).
Проблема в том, что слушатель неизбежно сопоставляет ваши слова с тем, что он сам думает о себе. Когда мы выдаем людям характеристики, даже самые положительные, мы будто присваиваем себе право судить, каков наш собеседник. Мы надеваем на него костюм, сшитый из наших психологических реакций.
Говорите о том, что вы почувствовали и получили. Лучше сказать не «Я восхищаюсь вашей щедростью», а «Я ценю, как щедро вы тратите время, чтобы ввести меня в курс дела. Вы мне этим очень помогли». Так вы не даете человеку никакой характеристики, вы говорите только о том, что получили от него или как воспринимаете его поступки.
Вдохновляйте словами
Сильная, вдохновляющая речь способна повести людей к большим свершениям. Не случайно мы любим слушать ролики TED — спикеры выстраивают их по определенному принципу, который обладает большой силой. Вот как зажигать сердца людей с помощью слов.
1. Выберите одну сильную мысль и подберите несколько доказательств. Драматургия речи должна строиться так, чтобы самое сильное, самое веское, самое значительное доказательство было приведено в конце — такое, чтобы никто уже не мог возразить.
Вдохновляющее выступление должно быть продуманным и структурированным. — Источник
2. Не забывайте о личных историях. Расскажите, как тема затрагивает лично вас, какие события привели вас к тому, чтобы о ней задуматься.
3. Какие бы эмоции вы ни испытывали, оставайтесь спокойным. Во время выступления плакать может кто-то один: или спикер, или зритель. И если вы хотите, чтобы плакал и смеялся зритель, сами не плачьте и не смейтесь.
4. Используйте иронию там, где ее можно использовать. А там, где нельзя, подумайте: может быть, на самом деле можно? Если у человека есть чувство юмора, его всегда будут слушать с благодарностью. Кстати, самые высокие лица, в том числе президенты и премьеры, вовсю обмениваются шутками, в том числе с высоких трибун. Это модно! Если вы ни разу не рассмешили публику во время вашего выступления, значит, вы плохо подготовились.
Показывайте (а не просто рассказывайте)
В 2009 году знаменитый шеф-повар Джейми Оливер столкнулся с непростым испытанием: ему предстояло убедить жителей Хантингтона (Западная Виргиния), самого нездорового города Америки, питаться более полезной пищей. Он явился в начальную школу, приготовил вкусное и полезное блюдо из курицы и овощей и спросил детей: «Курица или пицца?».
— Пицца! — закричали дети.
Оливер мог бы поговорить с родителями, попытаться убедить их повлиять на вкусы маленьких любителей пиццы. Он мог бы напомнить им суровую правду: 32% жителей города страдали ожирением, и у трех детей из пяти был избыточный вес. Но рациональные доводы, скорее всего, не сработали бы. Когда вас начинает поучать шеф-повар — это уж слишком.
Джейми Оливер знает, как показать еду вкусно. Или отвратительно. — Источник
Оливер отбросил рациональные аргументы. Он объявил о собрании для детей и родителей на парковке. Когда участники эксперимента пришли, они увидели, что Оливер заводит на парковку огромный грузовик. Сдав назад, поближе к собравшимся, грузовик вывалил в открытый мусорный контейнер гору чистого животного жира. Большую белую отвратительную гору жира. Гигантские трясущиеся куски.
— Это жир, который съедает вся школа за один год! — завопил Оливер. Он схватил кусок жира, поднял его и воскликнул:
— Подходите, пощупайте!
— Не-е-е-ет! — в отвращении кричали дети.
Родители были в шоке.
Оливер помахал куском жира и обратился к родителям:
— Ну как, вам это нравится?
— Не-е-е-ет! — откликнулись они.
Оливер пристально посмотрел на собравшихся.
— Поверьте, я с вами заодно, — сказал он. И затем подошел к кульминации своего выступления:
— Родители, вы со мной?
— Да! — завопили взрослые.
Оливер знал, что должен вызвать эмоции, но он также знал, что слова — даже яркие, выразительные — не окажут желанного эффекта. Поэтому он решил показать, а не рассказать, как питались местные дети. Гора жира выглядела отвратительно, и она была отвратительной. Ее вид шокировал родителей и вызвал у них ощущение злости и отвращения.
А вот пример из офисной жизни. Элиза, рядовая сотрудница отдела снабжения в большой корпорации, продвигала идею перехода с бумагооборота на электронный формат. Людей эта банальная инициатива не слишком привлекала. Узнав, что швейцарский филиал компании, в котором она работала, должен посетить CEO, Элиза завалила стол в конференц-зале огромной горой бумаг и толстых папок, набитых инструкциями и документами. Представьте себе почти метровую гору из тысяч страниц. Когда CEO приехал, Элиза проводила его в зал и прокомментировала открывшееся ему зрелище. «О господи! — воскликнул ошеломленный и разозленный начальник. — На что мы тратим столько бумаги?» После этого проект Элизы получил поддержку.
Празднуйте победы — большие и маленькие
Если ваша жизнь лишена праздников, вы не живете по-настоящему. Празднование — величайшая мотивирующая сила, потому что оно не только подчеркивает самые значимые события, но и само по себе является памятным моментом.
Праздники напоминают нам, какого прогресса мы достигли, и питают наше стремление к большему. За человеком, который открыто радуется своим и общим победам, хочется идти.
Отмечать достижения — значит создавать импульс к еще большим победам. — Источник
Мы часто ждем, когда произойдет что-то значительное — рождение ребенка, серьезное продвижение по службе, окончание школы или университета, — чтобы по-настоящему чествовать значимых для нас людей. То, что такие события надо отмечать, — абсолютная истина. Но почему торжества должны ограничиваться только этими относительно редкими событиями?
Чествуйте людей или команды за дружбу, силу, за ежедневный вклад — не важно, насколько малым и незначительным он кажется. Тем самым вы подкрепите их самооценку и поможете визуализировать яркий образ самих себя, достойных счастья и успеха. Отмечая кого-то за его доброту, креативность и усердие, мы помогаем этому человеку создать в воображении именно такой яркий образ. Так вы становитесь магнитом, притягивающим все больше энергии людей в нужном направлении. Попробуйте этот подход в общении со своим начальником, коллегами или детьми.
По материалам книг «Одна привычка в неделю для всей семьи», «Семь преобразующих языков», «Встань и скажи!», «Большой потенциал», «Мастер своего дела»
Обложка поста — unsplash.com