Продолжая заголовок, уместно заметить, что в наше время почти каждый человек пишет — так или иначе — тексты. От составления отчетов и презентаций, подготовки деловых писем до копирайт-фриланса и личной переписки в соцсетях. А еще есть армия писателей и поэтов всех мастей, в рядах которой сражается на стороне Света и автор этого поста:-)
Собрал мысли, которые считаю полезными, из книжек, которые считаю качественными.
Это «Автор, ножницы, бумага» и «Птица за птицей», стартуем!
Эксперт? Не всегда
Сперва необходимо осознать: каждому человеку есть что рассказать. Но это что-то иногда не совпадает с желанием автора. Ему хочется поделиться откровением насчет газовых турбин, а ценность представляет, например, его детский опыт беженца. Однако стоит попробовать совместить желаемое и возможное. Главное, что никто не может вас дисквалифицировать как автора.
5 критериев «годноты». Можете добавить свои
Есть простые критерии отбора и анализа, годится ли ваш объект внимания и связанная с ним тема для публикации, то есть появления на публике:
Птица за птицей
— текст должен сообщать что-то очень важное;
— или нетривиально объяснять важные процессы;
— или быть остро полезным читателю;
— или обосновывать свежую, касающуюся читателя закономерность и давать ей имя;
— или рассказывать историю яркого героя — пусть не звездного, но уникального, отражающего дух времени.
Все это в равной мере относится и к статьям, и к деловой переписке.
Личная рифма
Классная история всегда рядом. Внутри судьбы, вашей личной истории где-то есть рифма: встреча, событие, которые стоит только вспомнить, — и в вашем воображении запускается процесс создания истории.
Креатив
Креатив зачастую есть подсматривание за жизнью и отражение ее коллизий в искусстве так, чтобы читатель получил удовольствие от узнавания и необычного сплетения событий. Это особенно актуально для документальных историй.
Фундамент доверия
Пожалуй, только фантаст — да и то редкий — конструирует мир с нуля. Перед тем как приступать к письму, мы должны убедиться, что твердо стоим на фундаменте собранного материала. Это необходимо, чтобы читатель вам поверил, почувствовал, что ради него проделана работа, чтобы между вами установились доверительные отношения.
Такой эффект недостижим, если создаваемая вами реальность не обрастает точными деталями, а герои не совершают достоверные поступки.
Самый короткий пункт:-)
Запирайте дверь, пока пишете.
Самый длинный пункт:-) И очень важный
Весь ХХ век литература ломала стену между двумя языками — highbrow и lowbrow, высоким и низким стилем — смешивая их, взбалтывая и составляя все новые коктейли.
Именно в блогах люди начали писать о важном своим языком — так, как рассказывают знакомым. Это повлияло на СМИ: те тоже почти перестали надувать щеки и выражаться чрезмерно сухо или, наоборот, красиво.
Проблема, однако, в том, что большинство людей не осознали этих изменений и живут детскими воспоминаниями: книга — это святое, в ней не обманут, она должна быть написана высоким штилем, литература — это очень серьезно, и не каждый может ступить на священную территорию. Следствие этого подхода — когда вы садитесь писать, вы сжимаетесь от ужаса, что придется сочинять что-то этакое, необычное, литературное, не как речь, не как устный рассказ, а как… что?
По делу и без воды
Очень важно говорить по делу. Не лить воду. Не увлекаться стилистическими красотами. Называть вещи своими именами. Воспринимать правку как часть процесса письма.
Что именно входит в умение «говорить по делу»? За событиями стоит их истинный смысл. Надо прямо назвать его, не думая, насколько «литературно» это будет звучать. Более того, писать «литературно» — большая ошибка, сбивающая вас с пути к обретению оригинального голоса. Еще хуже — писать официально, серьезно. Наоборот: чем проще и яснее вы выразитесь, тем быстрее читатель поймет суть истории.
Несколько метров вперед
Эдгар Доктороу (американский прозаик и литературный критик) однажды сказал: «Писать роман — это как вести машину ночью. Видишь только то, что фары выхватывают из темноты; и все же так можно проделать весь путь».
Не надо видеть конечную цель, не надо видеть пункт назначения и все то, что будешь проезжать по дороге. Достаточно видеть на несколько метров вперед. Это, пожалуй, один из лучших советов насчет писательства. Да и насчет жизни вообще.
Черновик
Многим творчество (или работа с текстом) дается нелегко. Единственный способ начать писать — это набросать слабый, ни на что не годный первый черновик. Эти первые наметки похожи на детский лепет: просто выплескиваешь на бумагу все, что вздумается, даешь себе волю. Ведь никто это не увидит, а внятную форму можно придать и потом.
Сперва лучше выпустить наружу ребенка, который сидит в каждом из нас, и дать ему выговориться. Если он захочет, чтоб один персонаж обозвал другого какашкой, — пусть. Все равно никто не увидит.
Правда чувства
Пусть главным для вас всегда будет правда чувства. Пишите о важном, наболевшем. Не бойтесь показаться сентиментальным. Бойтесь неискренности, ходульности. Не стремитесь всем понравиться и всех осчастливить. Говорите свою правду. Это ваш моральный долг как писателя.
Подготовлено по материалам книг «Автор, ножницы, бумага» и «Птица за птицей».