Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
10 способов прокачать эмоциональный интеллект
10 карточек 5 марта 2019 31 215 просмотров

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Эмоции — наш навигатор в путешествии по жизни. Они указывают, движемся ли мы правильным курсом или свернули не туда. Но пользоваться этим навигатором нужно уметь. В книге «HBR Guide. Эмоциональный интеллект» множество упражнений и советов, помогающих прокачать навык управления эмоциями. Выбрали 10 способов, которые можно использовать каждый день.

1
Осознавайте причины эмоций
Эмоции свидетельствуют, что произошли события, которые для нас важны. Поэтому полезно задать себе вопрос, почему пришло то или иное чувство. Когда вы выплескиваете гнев — кричите, топаете ногами, — обычно причина в безысходности или желании устранить помеху. Вам мешают делать что-то для вас важное. Печаль или слезы, как правило, — следствие потери. Истерику на фоне тревожности провоцирует ощущение угрозы. Полезно помнить эти универсальные триггеры и анализировать: «Что конкретно мне показалось важным в этой ситуации?».
2
Посмотрите на ваше лучшее «я»
Это упражнение поможет вам увидеть свое достойное одобрения «я». Попросите десять человек (коллег, друзей и родственников) вспомнить ваш положительный поступок и прислать свои отзывы по электронной почте. Поищите закономерности: когда, где, как, с кем вы проявили себя наилучшим образом? Проанализируйте, что у вас получается хорошо. Всегда пользуйтесь возможностью показать себя с лучшей стороны.
3
Заручитесь поддержкой команды
У каждого из нас найдется качество, которое мы хотели бы изменить. Сделать это в одиночку трудно — мы не всегда трезво оцениваем себя. Привлеките к этому процессу окружающих. Выберите, что хотите изменить в себе, а затем экспериментируйте, попросив друзей и знакомых сообщить, когда они заметят прогресс. Например, после встречи поинтересуйтесь, бросились ли им в глаза какие-нибудь улучшения. Какие у них впечатления?
4
Ищите глубинные ценности

Эмоции помогают осознать глубинные ценности, подсказывают, что для вас важно. Например, вам предстоит указать кому-то на недостатки в работе и вы чувствуете тревогу перед разговором. Анализируя свои эмоции, вы можете понять, что ваша нерешительность вызвана глубинной ценностью — стремлением к справедливости. Вы боитесь незаслуженно обидеть человека. Так проводить с ним беседу или нет?

Рассматривая ситуацию с такого ракурса, вы поймете: критика поможет ему добиться успеха. Решиться на разговор справедливее по отношению к человеку, чем идти на поводу у своей тревоги. Так ценности помогают нам сделать правильный выбор.

5
Точно выражайте эмоции в письмах
Люди часто неверно истолковывают письма. Получатель видит в тексте не те эмоции, которые хотел выразить автор. Взять, скажем, такую фразу: «Отличный план, но, думаю, над ним стоит еще поработать». От коллеги оно воспринимается как похвала, а от руководства может быть расценено как критика. Прежде чем отправить письмо, поставьте себя на место адресата и представьте, как он его истолкует. Это предотвратит возможные недоразумения.
6
Договоренности после договоренностей
Бывает, что после важных переговоров мы испытываем сожаление и понимаем, что могли договориться о более выгодных условиях. У искусных переговорщиков есть противоядие — «договоренности после договоренностей». Как только вы нашли выгодные для всех условия, не торопитесь скреплять сделку рукопожатием, а предложите: «Условия всех устраивают. Теперь, когда мы пришли к согласию, давайте еще раз все обсудим и попробуем найти что-нибудь еще более выгодное для обеих сторон». Такой ход поможет взглянуть на ситуацию по-новому.
7
Наблюдайте и спрашивайте
Восприятие чужих чувств — критическая составляющая эмоционального интеллекта. Учитывайте язык тела оппонента, его интонацию и словесные обороты. Если вербальные и невербальные сигналы не совпадают, задавайте ему вопросы. Например: «Вы утверждаете, что вам нравится такой вариант, но вас как будто что-то беспокоит. Что-нибудь не так?». Или: «Не кажется ли вам, что вы преувеличиваете?». Конкретные вопросы, основанные на вашем восприятии оппонента, упростят понимание точки зрения другой стороны.
8
Вовлекайте людей в решение проблем
Иногда нам приходится сделать замечание коллеге, ребенку и любимому человеку. Чтобы критика принесла положительный эффект и мотивировала на изменения, постарайтесь не обвинить, а вовлечь человека в решение проблемы. Можно, к примеру, спросить: «Что ты предлагаешь?», «Какой вывод ты сделал из нашего разговора?» или «Что ты собираешься предпринять по этому поводу?».
9
Проявляйте отзывчивость к себе
Это можно делать разными способами, скажем, приложить руку к сердцу, чтобы признать свои чувства, подбодрить себя словами или действием — например, приготовить себе чашечку чая или включить музыку. Когда мы восстанавливаем связь с самим собой, в нервную систему поступает окситоцин — гормон хорошего настроения. Голова прояснится, и вы найдете в себе силы предпринять рациональные шаги для решения любой проблемы.
10
Спокойно принимайте критику

Критика, особенно если вы не ожидали ее услышать, может выбить почву из-под ног. Чтобы этого не произошло, осознайте свои чувства и отодвиньте их на второй план. Примите боль, гнев, стыд или неудовлетворение. Идентифицируйте все испытываемые вами чувства и постарайтесь, чтобы они не мешали слушать.

Не выражайте согласия или несогласия с тем, что говорит оппонент — просто примите к сведению. Задавайте вопросы. Просите примеры. Отнеситесь к услышанному с пониманием. Не пытайтесь дать отпор. Так вы выйдете из оборонительной позиции и сможете найти в критике что-то полезное.

Похожие статьи