В детстве я каждое лето проводила с бабушкой и ее библиотекой, в которой пара книжных полок была плотно забита женскими романами. Рыцари и разбойницы, леди и пастухи, наложницы и султаны — все к середине книги сливались в едином экстазе. И женщины обязательно оказывались либо на «вершине блаженства», либо на «пике удовольствия».
Однако в жизни совсем не так. Эмили Нагоски в книге «Как хочет женщина» пишет, что менее трети женщин способны испытать оргазм в результате вагинальной пенетрации, а оставшиеся две трети испытывают оргазм в результате проникающего секса иногда, редко или вообще никогда.
Давайте разберемся, стоит ли ждать разрядки «как в романе» или дорога к женскому оргазму ведет совсем в другом направлении?
Анатомия пестиков и тычинок
Мы с ясельных горшков осознаем свое отличие от противоположного пола. Но у женских и мужских гениталий есть и кое-что общее.
В первые недели развития в материнской утробе у будущего ребенка еще нет половых органов — только «универсальная конструкция» гениталий, которая в дальнейшем развивается по мужскому или женскому типу.
И у будущего мальчика, и у будущей девочки появятся чувствительные органы с закругленным концом, — половой член и клитор. Эти органы формируются из эректильной ткани и в них сосредоточена масса нервных окончаний. Клитор, как и пенис, во время возбуждения наполняется кровью и становится тверже.
Как хочет женщина
Видимая часть клитора — бугорок у верхнего края вульвы — не весь клитор, а только его головка. Внутренняя часть имеет форму вилочки: две ножки и тело. Тело клитора находится под лобком, а ножки протянуты вдоль вульвы до самой вагины.
К сожалению, самое чувствительное место клитора — головка, находится снаружи, а не внутри, — и при традиционном половом акте практически не стимулируется.
В книге «Точка наслаждения» Лори Минц пишет о результатах исследований, которые показывают, что у тех женщин, которые могут испытать оргазм только в результате стимуляции пенисом, расстояние между головкой клитора и вагинальным отверстием меньше, чем у тех, кто не может испытать оргазм таким образом. Существует даже так называемое «правило большого пальца»: женщины, у которых расстояние между кончиком клитора и вагинальным отверстием менее 2,5 см, более склонны к оргазму только от проникновения пениса.
Правильные и неправильные оргазмы
Если аналог пениса — это не вагина, а клитор, почему же мы ждем оргазмов от проникающего секса, а не сосредоточимся на наружной стимуляции?
Скажем спасибо Фрейду, который распространял идею о том, что как только девочка вступает в пору полового созревания, «клитор должен… уступить свою чувственную роль вагине». Стереотип утвердился, а на женщин, которые не могут испытать оргазм во время полового акта начали навешивать ярлык «фригидность».
В 1966 году гинеколог Уильям Мастерс и студентка-психолог Вирджиния Джонсон в ходе экспериментов пришли к выводу, что Фрейд был неправ, а клиторальный и вагинальный оргазмы нельзя рассматривать как два отдельных явления: независимо от того, какую стимуляцию получает женщина (например, ласкают ее грудь, клитор или вагину), с физиологической точки зрения все оргазмы представляют собой одно и то же. Они же и отметили, что оргазм во время полового акта вызван путем непрямой стимуляции клитора.
А в 1976 году феминистка и сексолог Шир Хайт потрясла мир, опросив более трех тысяч женщин и обнаружив, что большинство из них не получают оргазма во время полового акта. Опубликованный ею «Отчет Хайт» рассказал, что не испытывать оргазм во время проникающего секса нормально и что большинству женщин для этого нужна стимуляция клитора.
Равенство в постели
Несмотря на открытия сексологии и доступности информации о женской анатомии, сегодня по-прежнему можно встретить инструкции по получению «вагинального» оргазма: найти особые позы для секса, накачать мышцы тазового дна, даже родить ребенка.
Женские журналы продолжают транслировать идею «правильности» вагинального оргазма, отвечая на вопрос «зачем» примерно так: чтобы польстить партнеру, «когда он увидит, что сотворил с тобой его член, а не язык или пальцы».
Масштабное исследование полового поведения американских студентов показало, что девушки гораздо чаще, чем юноши, в качестве меры своей удовлетворенности используют удовольствие партнёра: «Если он сексуально удовлетворён, то и я сексуально удовлетворена». В тоже время юноши связывают степень удовлетворенности с собственным оргазмом.
Журналистка Пегги Оренштайн рассказала на TED о результатах исследования и о том, что думают девушки о своем удовольствии от секса.
Автор книги «Точка наслаждения» (а мы уже понимаем, где эта точка, да?) использует определение из психологии — «чувствовать изначальное право на удовольствие»: то есть ожидать от партнера заботы о своем состоянии. В сексуальном контексте это может означать, что партнеры уделяют стимуляции клитора столько же внимания, сколько и стимуляции пениса.
Безусловно, секс нельзя измерять лишь наличием или отсутствием оргазма: мы можем ожидать особой телесной близости, принятия, нежности — и любые ожидания будут хорошими и нормальными. Но если ожидаем оргазм — пусть он случится.
По материалам книг «Точка наслаждения» и «Как хочет женщина».