Письменные практики — ужасно некрасивое название для того таинства и волшебства, что я нежно люблю с детства. Так и вижу скучную женщину из госучреждения, что сидит за столом с гроссбухом и занимается ПИСЬМЕННЫМИ ПРАКТИКАМИ. Но другого названия пока нет и не предвидится, поэтому предлагаю глянуть вглубь, минуя эту не самую привлекательную обложку. Отвечу на вопрос, какие практики мне помогали не сойти с ума в разные периоды жизни.
Блокнот
Я очень люблю водить ручкой по бумаге, сам процесс. Почему? Если честно, у меня объяснения нет — это, наверное, родилось вместе со мной. Никто меня не учил что-то записывать, меня всегда манили блокноты, всегда их было в детской сумочке несколько — любимый, любимейший и так себе, выдрать лист для одноклассника Саши Павлова. Мама работала в офисе и периодически пополняла мои запасы тетрадей и блокнотов из корпоративных закупок. В одних я сосредоточенно корябала номера телефонов друзей, в других рисовала неловкого кота.
Примерно такого, техника рисования котов у меня с 8 лет не улучшилась.
Годам к 12-ти я поняла, что можно вести дневник и записывать свои мысли. Кажется, я подсмотрела это в сериале «The X-files». А может у лейтенанта Коломбо, теперь и не вспомнить.
Так появился мой…
Дневник
Поначалу он был полон «увлекательных» событий моей школьной жизни: «Бесит математика, я не понимаю», «Ездила к бабушке, 19-го долго ждала» (это о маршрутке), «Прошлась у моря с Настей».
Потом появились пугающие меня мысли. Я настолько хочу персикового сока, что готова украсть его с прилавка. Почему у нас никогда нет соков в холодильнике, только на Новый год? Это были 90-е, моим родителям не платили месяцами или выдавали зарплату консервами. Такое я сначала боялась даже выносить из смутных мыслей и как-то формулировать. Потом боялась записывать в дневник и увековечивать, это пряталось на листках бумаги, которые я тут же торопливо сжигала спичками в папиной пепельнице.
Сейчас я понимаю, что тогда научилась вытаскивать из головы в формулировках свои эмоции и это помогало справляться с ними и проживать их, а не молча заталкивать на задворки памяти. Прочитанный годы спустя «Эмоциональный интеллект» подтвердил, что это было правильно. Если случалось что-то паршивое, я закрывалась в комнате и доставала дневник. Спустя несколько исписанных страниц становилось легче. Потом для баланса старалась записать и что-то хорошее. Жаль, что довольно мало внимания я уделяла бытовым моментам — сейчас забавно перечитать, что готовила мама на обед и какие книги меня занимали.
Польза от дневника: развитие эмоционального интеллекта, хранение воспоминаний, бесплатный психотерапевт.
Как прокачаться: вести дневники, купить книгу «Дневник как путь к себе» и попробовать практики оттуда.
У нас в МИФе в этом году вышла потрясающая книга «Дневник как путь к себе» — и не обращайте внимание на ее невзрачную обложку. Похоже, сегодня у меня день, когда я предлагаю глядеть в суть вещей и не замечать форму.
В ведении дневника я всегда двигалась интуитивно, а здесь полноценный мануал и целых 22 практики для самопознания и личного развития. Люблю брать такие книги в отпуск, когда есть время вдумчиво их прочитать и сразу же применить. Но это опасная для любителей дневников книга — сразу появляется желание все бросить и пробовать новые и новые способы. Я вот зачиталась и чуть не пропустила дедлайн по этой статье.
Мне очень понравился прием «Темы дня», попробую его с ноября.
«Пронумеруйте страницы от одного до тридцати одного. Впишите на каждую из них одну из сфер своей личной или профессиональной жизни, за которыми вы хотели бы понаблюдать. Затем ежедневно смотрите на тему, соответствующую по номеру текущей дате. Если сегодня двадцать пятое число, то найдите номер 25 в своем списке. Какая сегодня тема дня? Используйте ее как Трамплин.
По сути, мало чем отличается от других подходов к ведению дневника. Но получается, что двадцать пятого числа следующего месяца вам снова придется писать на ту же тему, что и сегодня! Таким образом вы сможете представить ход процесса перемен в своей жизни».
Потом я попробовала…
Утренние страницы
Примерно шесть лет назад я стала ощущать смутные сигналы души, что что-то идет не так. Внешне у меня все было хорошо — интересная офисная стабильная работа с веселыми коллегами, серьезные отношения, я жила в новострое в хорошей отремонтированной квартире, у меня были друзья. Но был какой-то внутренний очень тихий голос, который шептал, что это хорошо, но не совсем то. Мне было скучновато и ровно. Не было избытка энергии, я не горела ничем, забросила дневник. Из того периода в нем записей пять от силы.
Хорошо, что мне попалась книга Джулии Кемерон «Путь художника» — и я начала ее не просто читать, а выполнять все-все упражнения. Сейчас Кемерон принято ругать, что ей утренние страницы заменяли запои, что метод подходит не для всех. Спорить не буду, может, метод и не для всех, но для меня он оказался веревкой, которая вытянула из эмоционального болота.
Путь художника
Я неделю за неделей проходила Путь Художника, гуляла в одиночестве и писала утренние страницы, не перечитывая.
Дневник научил меня тому, что помарок лучше не допускать, почерк делать стоит разборчивым, а фразы и формулировки — обдуманными (ага, и желательно еще и такими, чтобы после моей смерти редактор всплакнул: «Нечего тут править!» и напечатал сразу книгу мемуаров). Утренние страницы научили писать бездумно, не редактируя ни словечка, с ляпами, помарками, неровно — как угодно. В этом для меня оказалось много освобождающего. Наверное, как избить грушу в зале вместо человека.
Правил в утренних страницах немного: встал, выпил воды — и пиши три страницы текста от руки, не отрываясь. Не отрываясь — это сложно. Ведь есть моменты, когда не о чем писать — и тогда ты просто пишешь: «Мне не о чем написать». Обычно после этой фразы какая-то мысль да приходит, но у меня есть в архивах листик, полностью покрытый этим предложением. Или просто матерными словами — это для меня был какой-то слом шаблона в стиле: «Что, и так можно было?».
Постепенно я выписала страницам все, что меня не устраивает, — и тогда начались прекрасные перемены. Я будто прорвала какую-то полиэтиленовую пленку на душе, а ведь я даже не осознавала, кто и как ее плотненько намотал. Это воображаемый образ, если что, просто не могу выразить точнее.
Это я. Фотограф Яна Щербакова.
У меня полностью сменился круг общения, работа, привычки — сейчас смотрю на себя версии 6 лет назад и понимаю, что это какой-то совсем другой человек.
Польза от утренних страниц: учишься отпускать контроль, допускать помарки, писать левой рукой, вытаскивать из подсознания то, чему пока сознание не дало имени.
Как прокачаться: естественно, практика, книги Джулии Кемерон «Путь Художника» и «Долгие прогулки».
Сейчас я не практикую утренние страницы — есть ощущение, что мне свою пользу они приносят в более сложные жизненные моменты. И до сих пор испытываю к методу глубокую благодарность.
Я хотела рассказать еще и о фрирайтинге, который тоже сильно мне помог, но ему стоит посвятить отдельную статью. Поэтому — в следующий раз. А какая у вас любимая письменная практика?
В статье упомянуты книги: «Эмоциональный интеллект», «Дневник как путь к себе», «Путь Художника» и «Долгие прогулки».
Автор фотографии с обложки поста Яна Щербакова.