Джейн Макгонигал — первый человек в мире, который получил степень доктора философии за изучение игр и их влияния на нашу жизнь. В отличие от многих, она не считает игры пустой тратой времени. Ее исследования показывают: игры помогают решать реальные проблемы — от победы над вредными привычками до борьбы с опасными болезнями.
Однажды игра спасла саму Джейн, а потом помогла еще 400 000 человек. Так Джейн поняла: жить играючи — это идея, которая способна изменить всё. Мы можем сами создать игру, в которую хотим играть, — и заполучить главный приз. Об этом она рассказала в книге SuperBetter.
Джейн, истребительница сотрясений
Летом 2009 года Джейн Макгонигал получила сотрясение мозга. Её мучили постоянные головные боли, тошнота и головокружение. Голова была как в тумане. Джейн не могла читать, писать, бегать, работать, пить кофе. Ей овладело отчаяние. А затем в голову пришла гениальная мысль.
К тому времени Джейн уже 10 лет изучала психологию игр и была уверена: те, кто играет в игры — компьютерные, настольные, спортивные или другие — креативнее, целеустремленнее и энергичнее решают проблемы. Она решила обратить эти особенности себе на пользу и создала игру под названием «Джейн, истребительница сотрясений».
Джейн решила победить сотрясение мозга с помощью игры. — Источник
Позвав на помощь сестру Келли (между прочим, автора бестселлера «Сила воли») и мужа Кияша, Джейн начала сражение с «плохими парнями» — явлениями, которые могли замедлить процесс выздоровления. Она также собирала и использовала бонусы — всё, что помогало почувствовать себя лучше: пятиминутная игра с собакой, поедание грецких орехов (полезно для мозга), две прогулки вокруг дома с мужем.
Несмотря на простоту игры, через пару дней туман в голове рассеялся. Отступили депрессия и тревога. Головные боли не прошли, но Джейн перестала мучиться. Она почувствовала, что судьба в её руках, и начала относиться к себе как к сильному человеку.
SuperBetter
Спустя несколько месяцев Джейн выложила в блог небольшой ролик с объяснением правил игры. Не каждый знаком с симптомами сотрясения мозга, поэтому Джейн переименовала игру в SuperBetter (в переводе с английского — «намного лучше»).
Вскоре Джейн начала получать сообщения от людей со всего мира. Они придумывали свои тайные личности, искали союзников и сражались с «плохими парнями». Они становились супергероями в борьбе с депрессией и страхами, постоперационными и хроническими болями. Им удавалось найти работу после многих лет неудач, наладить отношения с близкими. Игроки уверяли, что чувствуют себя сильнее и мужественнее, лучше находят общий язык с друзьями и родственниками. Они стали счастливее.
Читая письма, Джейн поняла: чтобы улучшить жизнь с помощью игры, не нужно переживать болезнь или травму. Игра — это инструмент личностного роста. С его помощью мы можем сражаться с неудачами, ленью, плохими привычками и всем, что мешает нам жить. Мы можем превратить жизнь в игру — и победить.
Начинаем игру. Бросьте себе вызов
Интересный факт: во время игры мы никогда не испытываем чувство безнадежности. Мы концентрируемся на возможностях, а не на угрозах, и меньше боимся неудач. Почему? Потому что, когда играем, мы сознательно ищем трудные задачи, и нам нравится их решать. Мы играем не для того, чтобы избежать поражений, а для того, чтобы выяснить, на что способны. И верим, что победа возможна даже в самых трудных условиях.
Вызовом может быть все, что провоцирует желание испытать свои силы и дает возможность для развития личности. Например:
- Сменить работу
- Погасить кредит
- Стать донором
- Начать любить себя
- Продержаться 21 день без сахара
- Избавиться от усталости
- Начать свое дело и стать неподражаемым
- Перестать лениться
- Воспитать счастливого успешного ребенка
- Стать лучшей версией себя
- Бросить курить
- Начать наслаждаться жизнью
Найдите свой вызов. Если бы для вас существовал только один способ стать более сильным, счастливым, здоровым или храбрым, то какой? Подумайте и запишите.
Собирайте бонусы
Бонус — это любое позитивное действие, которое вы можете с легкостью выполнить. Оно вызывает удовольствие, прилив сил, ощущение храбрости или поддержки. Его легко использовать без каких-либо затрат, и почувствовать себя лучше в любое время, в любом месте, несмотря ни на что.
Общение с животными — один из самых приятных бонусов. — Источник
Когда Джейн боролась с последствиями сотрясения, она придумала такие бонусы: посмотреть на YouTube видео с детенышами животных. Выглянуть в окно на 30 секунд. Подержаться за руку мужа шесть секунд. Съесть 10 грецких орехов, так как они полезны для мозга. Попробовать заставить свою собаку улыбнуться.
Выпить стакан воды. Спеть как можно громче. Сделать танцевальную паузу. Подышать 30 секунд свежим воздухом. Посмотреть в окно. Найдите то, что быстро поднимает настроение и дарит заряд энергии. Прибегайте к бонусам каждый раз, когда нуждаетесь в стимуле.
Истребляйте «плохих парней»
Все мы знаем «плохих парней» в видеоиграх. Это препятствия, которые заставляют нас проявлять креативность и смекалку. В повседневной жизни они действуют так же — они ее усложняют. Но и помогают развить навыки и стратегии, которые делают нас умнее, сильнее и быстрее. Так мы можем достичь более крутых целей в будущем.
А как выглядят ваши «плохие парни»? — Источник
Вот некоторые из «плохих парней» игроков SuperBetter.
- Мистер Вулкан. Он извергается внутри меня, заставляя говорить ужасные вещи моим маленьким детям и мужу, которых я обожаю.
- Сирены, заманивающие в лифт. Они начинают сладко петь каждый раз, когда я пытаюсь быть более активным и хочу подняться по лестнице.
- Лорд Невозможность. Если я планирую сделать что-то хорошее, он приходит ко мне и говорит, что это невозможно.
- Четверка дьявольских продуктов: пицца, содовая, зефир и горячий шоколад.
- Ночной Компьютозавр и Ночной Телезавр.
- Снафф, дракон печали.
Найдите своих «плохих парней» и сражайтесь с ними хотя бы раз в день. Если сегодня вы их не обнаружили, вы либо всемирный чемпион по превращению в супергероя, либо (что более вероятно) были недостаточно внимательны.
Придумайте задания
На пути любого героя ждут бесчисленные испытания. От Рокки Бальбоа до Китнисс Эвердин из «Голодных игр» — все герои выполняют множество маленьких подвигов и миссий. С каждым подвигом они становятся немного умнее, сильнее, храбрее и подготовленнее к предстоящим крупным вызовам.
Испечь печенье и угостить им кого-нибудь по плечу только настоящему супергерою. — Источник
Этот процесс называют целеустремленным действием — ежедневным совершением маленьких шажков в сторону целей и ценностей, даже когда это сложно. Выполнение хотя бы одного задания в день может существенно повлиять на ощущение удовлетворенности жизнью.
Вот примеры заданий:
- Оставить приятную записку под подушкой дочки
- Выложить в Facebook пост с просьбой поделиться ссылкой на статью или видео, с помощью которых я бы узнал что-то интересное
- Пожертвовать 100 рублей в благотворительный фонд
- Испечь печенье и угостить им кого-нибудь
- Сделать зарядку
Придумайте свое задание и выполните его в следующие 24 часа.
Эпическая победа
Цель игры — одержать эпическую победу. Это должна быть важная цель, которая покажет вам, что вы стали супергероем.
Цель должна быть реалистичной, содержать в себе вызов, заряжать энергией и не быть жестокой. Вот примеры эпических побед игроков SuperBetter.
- Прожить один день, не ощущая скуки (вызов: депрессия).
- Проспать одну ночь без iPod (вызов: бессонница).
- Идти в ногу с мужем во время прогулки вокруг озера (вызов: достичь хорошей физической формы).
- Станцевать перед людьми (вызов: социофобия, низкая самооценка).
- Медитировать 30 минут подряд (вызов: чувство тревоги).
Найдите цель, достижение которой станет для вас эпической победой.
Ведите счет
Какая игра без счета? Обязательно ведите его. Способов множество. Вы можете подсчитывать использованные бонусы и сражения с «плохими парнями». Можете считать выполненные задания. Можете ставить рекорды (10 бонусов за день!) Вот простой способ ежедневного подсчета очков.
Вы можете придумать свой способ. Ведите записи в дневнике, таблице или блоге и отслеживайте успех. Возможно, эпическая победа случится нескоро, но всегда можно победить сегодня. Сделайте это!
По материалам книги SuperBetter
Обложка поста — unsplash.com