Когда я начала рисовать принты с буквами, слово «леттеринг» звучало нечасто и исключительно в профессиональных кругах, среди графических дизайнеров и шрифтовиков. А хэнд-леттеринга на кириллице вообще практически не было. Сейчас многое изменилось: появилось несколько школ и заметных иллюстраторов, специализирующихся на леттеринге, и направление стало модным и популярным.
В этой статье расскажу про основы леттеринга, базовые правила композиции и создание эскизов.
Хэнд-леттеринг и каллиграфия стали появляться в проектах для больших серьезных компаний, в логотипах, открытках и постерах, скетчах, декоре и интерьере, в принтах.
Мне кажется, этому есть несколько объяснений.
- Во-первых, из-за постоянного использования гаджетов мы стали меньше писать, а связь «рука — мозг» все же очень важна, и, осознанно или нет, мы приходим к новым способам ее поддерживать.
- Во-вторых, уникальные надписи отлично вписываются во всеобщую тенденцию к антиглобализму, маленьким ручным производствам, ремесленничеству в графической сфере.
- В-третьих, леттеринг — это просто и увлекательно. Рисование букв стало любимым хобби для многих людей, не имеющих художественного образования.
Начнем же с начала
Леттеринг — искусство рисования букв с помощью карандаша, маркера, линера, мела, акварели и т. д. Существует хэнд-леттеринг, то есть ручное изображение букв и цифровой леттеринг, в основе которого часто (но не всегда) лежит оцифрованный рисунок.
В леттеринге, в отличие от типографики, мы не используем готовые шрифты и можем нарисовать буквы как угодно. Можно нарушать форму, пропорции, так, что знаки будут едва узнаваемы, смешивать стили.
Как рисовать буквы?
Сначала надо найти и отметить габариты буквы (уловить соотношение ширины к высоте), затем обозначить основные и соединительные штрихи, нарисовать внешний и внутренний овалы, если они есть, а затем в получившуюся структуру добавлять детали.
Строчная а — непростая буква, обратите внимание, что ее правый штрих прямой, хотя при рисовании «брюшко» так и тянет изогнуть его.
Композиция
Чаще всего элементы композиции складываются в плотное пятно, иначе композиция разлетается. Я еще не видела убедительных примеров, чтобы воздушная работа с большим межстрочным расстоянием не теряла смысла написанного. С большими пробелами трудно соединить фразу в одно целое.
Пятно это может быть простой геометрической — квадратной, прямоугольной, круглой, овальной формы, а также любой живописной, несимметричной, изрезанной формы или иметь узнаваемый силуэт какого-то предмета. Расстояние между строками чаще всего делается одинаковым.
Если базовые линии горизонтальные, работа получается более менее статичной, а если появляются полукруглые, волнообразные и тем более диагональные базовые линии, работа приобретает динамику. При использовании не прямых базовых линий часто появляются пустоты, которые не удобно заполнять шрифтами — это идеальное место для декора.
Эскизы
Перед началом любой композиции полезно сделать небольшие эскизы, в которых вы распределяете слова по строкам (в коротких фразах обычно одно слово на одной строке или слово плюс предлог, а в больших уже может быть по 2–3 слова). Также в этот момент вы решаете, что будет главным, его можно выделить размером, а также тоном (жирностью шрифта).
Иногда бывает такое, что слово длинное, а строка довольно высокая, поэтому буквы получаются очень узкими. Тогда можно слово или несколько слогов или букв разбить на две-три строки, как в варианте 2. В работе это часто смотрится интересной деталью.
Композиция в силуэте
Нарисовать композицию в черном силуэте можно двумя способами: залить силуэт, а сверху нарисовать буквы белой ручкой, либо очень точно прорисовать контуры
и заливать только черные участки (контрформу). Второй вариант довольно сложен и требует определенного навыка. Для первого способа вам понадобится калька, бумажный скотч и копирка.
Композиции с искривленными, свободными строками выглядят как правило более живо и интересно. Не обязательно заполнять текстом весь силуэт, можно оставить какие-то участки и дополнить их потом рисунком. Детально проработайте композицию.
Если у вас есть хорошая кроющая белая ручка (я рекомендую — sakura gelly roll pen), вы можете воспользоваться первым способом. Для этого прикрепите к вашей работе кальку бумажным скотчем и перенесите рисунок. Если у вас нет хорошей белой ручки, просто залейте черным все внутри силуэта, кроме букв. Учтите, что черный контур будет сливаться с фоном, поэтому обводите буквы по внешней стороне карандашного наброска.
Я верю, что вы получите огромное наслаждение от занятия леттерингом. Попробуйте!