Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Шпаргалка по когнитивным искажениям. Потому что думать трудно (часть 2)
15 февраля 2018 26 991 просмотр

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Почему мы верим в свое превосходство, плохо планируем время, помним то, чего не было, и совершаем другие ментальные ошибки? Как мозг обманывает нас и зачем он это делает? Публикуем вторую часть статьи блогера Бастера Бенсона о когнитивных искажениях. (Если вы еще не читали начало, перейдите по этой ссылке.)

***

Проблема 3. Потребность действовать быстро

У нас есть ограниченное количество времени и информации, и мы не можем допустить, чтобы это нас тормозило. Вероятно, мы давным-давно погибли бы как вид без умения действовать быстро перед лицом неопределенности. Получив очередную порцию данных, мы оцениваем свои возможности повлиять на ситуацию, ищем наилучшее решение, пытаемся спроектировать будущее и учимся действовать по-новому в соответствии с приобретенными знаниями.

  • Чтобы действовать, мы должны быть уверены в своей способности повлиять на ситуацию, а также чувствовать, что наши поступки значимы. Возможно, это выглядит как чрезмерная самоуверенность, но без нее мы вообще ничего не смогли бы сделать.

Читайте также: Эффект самоуверенности (англ.), Эгоцентрическое искажение (англ.), Склонность к оптимизму (англ.), Отклонение в сторону общественного одобрения (англ.), Эффект третьего лица (англ.), Эффект Барнума (англ.), Иллюзия контроля (англ.), Эффект ложного согласия (англ.), Эффект Даннинга—Крюгера (англ.), Эффект «сложно—легко» (англ.), Мнимое превосходство (англ.), Самообслуживающее искажение (англ.), Фундаментальная ошибка атрибуции (англ.), Гипотеза защитной атрибуции (англ.), Искажение, связанное с приписыванием черт (англ.), Оправдание усилий (англ.), Компенсация риска (англ.)

  • Мы предпочитаем фокусироваться на чем-то сиюминутном, близком и знакомом, а не на отдаленном от нас во времени и пространстве. Вещи, которыми мы обладаем в настоящем, и события, происходящие сегодня, кажутся нам более ценными и значимыми, чем намечающиеся в будущем. А еще мы ближе к сердцу принимаем истории конкретных людей, чем анонимных лиц или групп. Учитывая, как сильно все это влияет на наше мировоззрение, я удивлен, что здесь получился столь короткий список когнитивных искажений.

Читайте также: Гиперболическое дисконтирование (англ.), Апелляция к новизне (англ.), Эффект идентифицируемой жертвы (англ.)

  • Мы стараемся доводить до конца то, во что уже вложили время и энергию. Своего рода проявление первого закона Ньютона (или закона энерции) в поведенческой экономике: тело сохраняет скорость своего движения. Это позволяет нам завершать начатое, даже если мы находим все больше и больше причин сдаться.

Читайте также: Ошибка невозвратных затрат (англ.), Иррациональное усиление обязательства (англ.), Неприятие потери (англ.), Эффект IKEA (англ.), Эффект сложности обработки информации (англ.), Эффект создания информации (англ.), Предпочтение нулевого риска (англ.), Эффект диспозиции (англ.), Отклонение в сторону целого (англ.), Эффект псевдоуверенности (англ.), Эффект владения (англ.), Эффект обратного результата (англ.)

  • Мы предпочитаем сохранять свою автономию и статус в группе, а также избегать необратимых решений. Если нам нужно сделать выбор, мы склонны останавливаться на самом безопасном или консервативном варианте. Знакомое зло лучше, чем неизвестное.

Читайте также: Оправдание системы (англ.), Реактивное сопротивление (англ.), Реверсивная психология (англ.), Эффект приманки (англ.), Искажение социального сравнения (англ.), Отклонение в сторону статуса-кво (англ.)

  • Мы выбираем наиболее простые и понятные для нас варианты, так как нам не нравятся сложность и неопределенность. Мы предпочли бы сделать что-то быстрое и простое, чем тратить силы на важную и сложную задачу, даже если последняя в конечном счете была бы лучшим вложением времени и энергии.

Читайте также: Эффект неоднозначности (англ.), Информационное искажение (англ.), Искажение правдоподобного вывода (англ.), Эффект рифмованности (англ.), Закон тривиальности (англ.), Эффект Делмора (англ.), Ошибка конъюнкции (англ.), Бритва Оккама (англ.), Эффект «меньше — лучше» (англ.)

Проблема 4. Что нам нужно запомнить?

Во Вселенной слишком много информации. Мы можем позволить себе помнить лишь ту ее часть, которая, вероятнее всего, окажется полезной в будущем. Нам постоянно приходится идти на компромиссы и выбирать, что нужно оставить в памяти, а о чем можно забыть. Например, частностям мы предпочитаем обобщения, потому что они занимают меньше места в голове. Среди множества разрозненных мелких деталей мы запоминаем несколько самых ярких, а остальные отбрасываем. То, что мы сохраняем, — это в основном данные, которые прошли через фильтры проблемы 1, а также возникли в результате процессов, охватываемых проблемой 3. Когнитивные искажения усиливают друг друга.

  • Некоторые события мы мысленно редактируем и закрепляем в памяти постфактум. Во время этого процесса воспоминания могут стать ярче, однако различные детали ускользают, смешиваются и добавляются. Иногда мы можем помнить даже то, чего не было.

Читайте также: Ошибка атрибуции воспоминания (англ.), Криптомнезия (англ.), Ложная память (англ.), Внушаемость (англ.), Эффект интервала (англ.)

  • Мы отбрасываем частности ради обобщений. Мы делаем это по необходимости, но влияние неявных ассоциаций, стереотипов и предубеждений приводит к одним из самых неприятных последствий из всего набора когнитивных искажений.

Читайте также: Неявные ассоциации, Неявные стереотипы, Отклонение памяти в сторону стереотипов (англ.), Предрассудок (англ.), Отклонение в сторону негативных воспоминаний (англ.), Отклонение в сторону затухания аффекта (англ.)

  • Мы сводим события и списки к их ключевым элементам. События и списки трудно как-то обобщить, поэтому мы запоминаем несколько репрезентативных моментов/пунктов и по ним составляем представление о целом.

Читайте также: Правило кульминации и завершения (англ.), Выравнивание и заострение (англ.), Эффект ложной информации (англ.), Игнорирование длительности (англ.), Эффект длины списка, Эффект последовательного вспоминания (англ.), Эффект подачи материала (англ.), Эффект торможения памяти, Эффект выборочного напоминания (англ.), Эффект первенства (англ.), Эффект свежести (англ.), Эффект порядка расположения (англ.), Эффект суффикса (англ.)

  • Мы по-разному храним воспоминания в зависимости от того, как они были получены. Наш мозг запоминает только то, что считает важным в этот момент, но на решение могут повлиять другие обстоятельства, которые не имеют ничего общего с ценностью информации (что еще происходит, как представлены данные, сможем ли мы с легкостью найти эти сведения снова, если они нам потребуются, и так далее).

Читайте также: Эффект уровней обработки (англ.), Эффект тестирования (англ.), Рассеянность внимания (англ.), Эффект следующего в очереди (англ.), Феномен «на кончике языка» (англ.), Эффект Google (англ.)

Отлично, и как я должен все это запомнить?

Вы не должны. Начните с запоминания этих четырех больших проблем, с которыми нашему мозгу приходится иметь дело вот уже несколько миллионов лет (и, может быть, стоит добавить эту страницу в закладки, если вы хотите время от времени сверяться с ней, чтобы найти какое-то конкретное когнитивное искажение):

1. Переизбыток информации — это плохо, поэтому мы активно фильтруем ее. Шум становится сигналом.

2. Недостаток смысла обескураживает, поэтому мы заполняем пробелы. Сигнал превращается в завершенную историю.

3. Нам необходимо действовать быстро, чтобы не потерять свой шанс, поэтому мы делаем поспешные выводы. Истории становятся решениями.

4. Легче не становится, поэтому мы пытаемся запомнить только важное. Решения дают нам информацию для формирования моделей мира.

Чтобы не утонуть в море информации, нашему мозгу приходится фильтровать и отбрасывать безумное количество данных и быстро, почти не прилагая усилий, решать, что из этого действительно важно и заслуживает нашего внимания.

Чтобы из кусочков информации, представленных нашему вниманию, сложилась цельная осмысленная картина, нам нужно заполнить пробелы и соотнести все это с существующими у нас в голове моделями мира. В то же время мы стараемся сохранять стабильность и быть настолько точными, насколько это возможно.

Чтобы мы могли действовать быстро, наш мозг вынужден моментально принимать решения, которые, возможно, повысят шансы выжить, избежать опасности или достичь успеха. Также нам необходимо чувствовать уверенность, что мы способны повлиять на события.

Чтобы продолжать делать все это максимально эффективно, нашему мозгу нужно запоминать наиболее важные и полезные части новой информации, а также оповещать остальные системы, чтобы они могли адаптироваться и улучшаться со временем, но не более того.

Кажется, все эти искажения — довольно полезная штука! В чем же подвох?

Решая четыре основные проблемы, мы неизбежно сталкиваемся с неприятными последствиями. Было бы полезно помнить и о них тоже:

1. Мы не видим всего. Часть той информации, которую мы отбрасываем, на самом деле полезна и важна.

2. Поиск смысла может породить иллюзии. Иногда мы помним детали, которые на самом деле были созданы нашей фантазией на основе предположений, и создаем смыслы и истории там, где их нет.

3. Быстрые решения далеко не всегда правильны. Некоторые из них несправедливы, корыстны и контрпродуктивны.

4. Наша память усугубляет все эти ошибки. Иногда то, что мы запоминаем, только усиливает искажения, делает нас более предвзятыми и ухудшает мыслительный процесс.

Если вы будете помнить о четырех главных проблемах, о стратегиях, которые наш мозг применяет для их решения, и о четырех негативных последствиях, то эвристика доступности (или феномен Баадера—Майнхоф) приведет к тому, что вы начнете чаще замечать свои собственные ошибки, связанные с когнитивными искажениями.

Если вы будете периодически возвращаться на эту страничку, чтобы освежить память, эффект интервала поможет запомнить некоторые ошибки мышления. Как следствие, вы научитесь сопротивляться слепоте в отношении когнитивных искажений и наивному реализму.

Четыре проблемы никогда не исчезнут, и мы ничего не можем с этим сделать (пока не найдем способ усилить вычислительную мощь и увеличить объем памяти нашего мозга до размеров Вселенной). Зато если мы поймем, что каждый из нас запрограммирован на ошибки (но способен стать чуть лучше), то склонность к подтверждению своей точки зрения поможет нам постоянно находить этому новые доказательства. А в результате мы начнем лучше понимать самих себя.

Узнав про склонность к подтверждению своей точки зрения, я начал всюду замечать ее проявления!

Когнитивные искажения — это всего лишь инструменты, полезные в одних обстоятельствах и вредные в других. Это единственные инструменты, которыми мы располагаем, и они довольно хорошо справляются со своей работой. Мы можем поближе познакомиться с ними и в конце концов даже начать ценить тот факт, что у нас вообще есть способность познавать и анализировать мир с помощью нашего удивительного мозга.

***

Пользователь Medium John Manoogian III сделал постер с инфографикой, иллюстрирующей основные тезисы этой статьи, а команда @thinkcritical перевела его. Получилась отличная наглядная шпаргалка. Советуем скачать ее в полном размере, распечатать и повесить на стену.

Если вы хотите узнать о когнитивных искажениях больше, рекомендуем к прочтению книги «Почему мы ошибаемся» и «Ловушки мышления».

Если вы хотите узнать о когнитивных искажениях больше, рекомендуем к прочтению книги «Почему мы ошибаемся» и «Ловушки мышления».

Обложка поста отсюда.
Оригинал текста: betterhumans.coach.me
Перевод: издательство МИФ.

Похожие статьи