Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
5 ловушек мышления и как их избежать
30 января 2018 9 162 просмотра

Сергей Капличный
Сергей Капличный

Мы ошибаемся. Неудачно распределяем время и деньги, вредим окружающей среде, питаемся вредной едой. Всё это — из-за того, что мы зачастую думаем «на автомате» и не взвешиваем решения достаточно тщательно.

Вооружившись математикой, поведенческой экономикой и психологией, мы сможем смотреть глубже и видеть больше. Вот 5 советов, которые помогут вам делать правильный выбор в любых ситуациях.

Не бойтесь перемен

Люди не любят терять. Горечь утраты для нас в два раза сильнее, чем радость приобретения одной и той же вещи.

Это доказывает простой эксперимент. Группе студентов вручили кружки с эмблемой их университета. Другой группе предложили рассмотреть их и купить. Продавцам и покупателям надо было выбрать приемлемую для себя цену. В результате продавцы запросили цену в два раза выше той, которую готовы были заплатить покупатели. Эксперимент повторялся десятки раз с тысячей кружек, но результаты всегда оказывались почти одинаковыми. Наша собственность кажется нам очень ценной.

Неприятие потери работает как уловка мышления. Из-за этого мы упускаем возможную выгоду и отказываемся от перемен, даже тех, которые в наших интересах.

Прежде чем отказаться от чего-то нового, постарайтесь трезво оценить то, что у вас уже есть. Посоветуйтесь с экспертами. Возможно, вы преувеличиваете ценность собственных вещей.

Не спешите восхищаться

Представьте: вы получаете от фондового брокера письмо, в котором сообщается, что вскоре курс определенных акций резко повысится. Через неделю эти акции действительно растут. На следующей неделе вы получаете еще одно письмо, в котором брокер сообщает, что курс на другие акции вскоре упадет. И эти акции действительно резко падают в цене. Десять недель подряд вы получаете предсказания, и они неизменно сбываются.

Теперь вы уверены, что брокер — первоклассный профессионал и поможет вам получить прибыль. Однако не спешите. Есть кое-что, о чем вы не знаете.

В первую неделю вы были не единственным человеком, получившим письмо брокера: он разослал 10 240 писем. В половине писем содержался прогноз на рост, а в другой половине — прямо противоположный. Те 5120 человек, которые получили от брокера неправильный прогноз, больше не получали от него никаких писем. Однако вы и еще 5119 человек, которым пришло письмо с правильным прогнозом, получили еще одну подсказку на следующей неделе. Из этих 5120 информационных писем в половине было сказано то же, что и в вашем письме, а в другой половине — прямо противоположное. После этой недели все равно оставалось 2560 человек, получивших два правильных прогноза подряд. И так далее.

После десятой недели останется десять счастливчиков, получавших от брокера точные рекомендации все 10 недель.

Не спешите восхищаться результатами чьей-то работы, если не знаете, какими были шансы на успех. Возможно, то, что вы видите, — простое совпадение или спланированное мошенничество. Постарайтесь рассмотреть всю картину целиком.

Не спешите восхищаться результатами чьей-то работы, если не знаете, какими были шансы на успех. Возможно, то, что вы видите, — простое совпадение или спланированное мошенничество. Постарайтесь рассмотреть всю картину целиком.

Меняйте формулировку

Представьте: вы страдаете серьезным сердечным заболеванием, и врач рекомендует сложную операцию. Естественно, вас интересуют шансы на благополучный исход. Доктор говорит: «Из 100 пациентов, перенесших аналогичную операцию, 90 живы спустя пять лет». Утверждение кажется обнадеживающим. Скорее всего, вы решитесь на операцию.

А теперь предположим, что врач сформулировал ответ иначе: «Из 100 пациентов, перенесших аналогичную операцию, 10 умерло в течение пяти лет». Для большинства подобное заявление звучит тревожно. Они, скорее всего, откажутся. Мозг рассуждает: «Немало людей мертвы, и со мной это тоже может случиться!».

Люди по-разному воспринимают утверждения «90 из 100 живы» и «10 из 100 умерли», хотя их смысл идентичен. Это явление называется «фрейминг» (от английского слова frame — рамка). Мы принимаем решение исходя из того, как сформулированы «условия задачи».

Прежде чем принять важное решение, попробуйте переформулировать условия. Посмотрите на ситуацию с точки зрения выгод и потерь. Постарайтесь избавиться от фрейминга и оценить ситуацию непредвзято.

Контролируйте свой оптимизм

Необоснованный оптимизм объясняет многие рискованные действия, в том числе подвергающие угрозе жизнь и здоровье.

— 90% водителей убеждены, что их навыки выше среднестатистических

— Почти каждый думает, что его чувство юмора выше среднего.

— Студенты считают, что в будущем им не грозит увольнение, инфаркт, рак, развод или алкогольная зависимость

— Примерно 94% профессорского состава крупного университета считают себя талантливее других преподавателей.

— Курильщики знают про вред никотина, но считают, что вероятность рака легких и сердечных заболеваний обойдёт их стороной

Считая себя неуязвимыми, мы часто не принимаем разумных мер для предотвращения вреда.

Обдумывая важное решение, посмотрите статистику, познакомьтесь с негативными сценариями и прикиньте, как свести их вероятность к минимуму. Не переоценивайте свои возможности.

Будьте открыты новому

Почти любой человек старше шести лет может завязывать шнурки, сносно играет в крестики-нолики и знает все буквы в слове «кот». Но лишь немногие умеют как следует завязать галстук-бабочку, блистают в шахматах и без запинки произнесут имя психолога Михая Чиксентмихайи.

Конечно, мы научились справляться и с более сложными проблемами. Покупаем уже завязанный галстук-бабочку, читаем книгу о шахматах и ищем в интернете, как пишется «Чиксентмихайи» (а потом копируем и вставляем каждый раз, когда нужно использовать эту фамилию), используем программы проверки орфографии и электронные таблицы.

Помощь понадобится скорее, чтобы определиться с видом ипотеки, чем при выборе буханки хлеба. Поэтому мы должны всегда провоцировать себя изучать новые материалы, искать интересные факты и понимать, как можем воплотить их в жизнь.

Но в жизни все серьезнее, и готовых технологий, аналогичных функции «Правописание», чаще всего нет. Помощь понадобится скорее, чтобы определиться с видом ипотеки, чем при выборе буханки хлеба. Поэтому мы должны всегда провоцировать себя изучать новые материалы, искать интересные факты и понимать, как можем воплотить их в жизнь.

Жизнь полна неожиданностей, и зачастую нам приходится принимать быстрые и сложные решения. Сделайте так, чтобы вам не пришлось жалеть о своём выборе. Представленные выше советы в этом помогут. Удачи!

На заметку

  1. Трезво оценивайте свои активы. Не держитесь за привычное.
  2. Не спешите восхищаться. Копайте вглубь, чтобы понять, что скрывается за превосходным результатом.
  3. Рассматривайте проблему с разных сторон. Избавляйтесь от фрейминга.
  4. Примите меры, чтобы свести риск к минимуму. Не считайте себя неуязвимым.
  5. Изучайте новое. Жизнь не стоит на месте.

По материалам книг «Как не ошибаться» и «Nudge».

Похожие статьи