в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Саморазвитие
Почему в Гарварде нужно уметь не только учиться, но и отдыхать
30 ноября 2017 5 686 просмотров
Саморазвитие
Почему в Гарварде нужно уметь не только учиться, но и отдыхать
30 ноября 2017 5 686 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Успешная учеба — это не только тысячи прочитанных книг и сотни прослушанных лекций. Это еще и общение с друзьями, прогулки, отдых. Автор книги «Варгань, кропай, марай и пробуй» Шрини Пиллэй рассказывает, как переутомление едва не стоило ему карьеры. Однажды куратор из Гарварда сказал ему: «Если так будет продолжаться, то боюсь, несмотря на массу информации, вы перестанете развиваться». Вот история Шрини, который в итоге закончил Гарвард и стал доктором медицины.

Как работать с умом

На первом курсе медицинского факультета я был отличником, но на следующий год из-за возросшей нагрузки мои оценки резко снизились. Я засиживался над учебниками до поздней ночи; часами корпел над анатомией и не раз, совершенно измотанный, засыпал на груде костей из разобранных муляжей. Ситуация не менялась.

Необходимо отдыхать, не дожидаясь усталости
Необходимо отдыхать, не дожидаясь усталости. Источник

Никто не уделял учебе столько времени, но чем больше я старался сконцентрироваться, тем хуже получалось. теперь я знаю, что обращался с мозгом, как новичок-автолюбитель: резко срывался с места, а затем останавливался под визг тормозов. Результат — поломка тормозных колодок и всего механизма! Но тогда мучился вопросом, что же делаю не так.

Решение что-то изменить назрело после второго курса, когда мой организм был полностью изнурен.

Я понял, что нужно не просто работать, а работать с умом. Я начал делать 15-минутные перерывы через каждые 45 минут занятий, хотя это шло вразрез с моими привычками; старался сократить время учебы ради общения с друзьями, а перед серьезной учебной нагрузкой хорошо выспаться. И уделять медитации по 20 минут два раза в день.

Отсутствие перерывов на отдых мешают развитию

Вернулось чувство бодрости, успеваемость улучшилась, и я вернулся на прежние позиции. Все шло прекрасно, пока я не поступил в ординатуру по психиатрии, где вновь стал засиживаться допоздна. Я проводил много времени с пациентами больницы, а по вечерам, переодевшись и наскоро поужинав, взахлеб читал книги и научные журналы. И с нетерпением ждал разговора с куратором, который планировался через несколько месяцев.

«Вы работаете с большой самоотдачей, — сказал куратор. — и знаете больше, чем коллеги, но мне кажется, вас это тяготит. Вам, наверное, трудно с ними общаться?» Я обрадовался: мне почему-то показалось, что он оценил меня положительно. Но затем куратор произнес слова, которые врезались мне в память. «Мы обеспокоены, что вы проводите столько времени в стационаре. Если так будет продолжаться, то боюсь, несмотря на массу информации, вы перестанете развиваться. А вы ведь ради этого поступали в Гарвард, не так ли?» Скрытая в вопросе ирония подействовала на меня как холодный душ. Я осознал, что снова пал жертвой прежних привычек, которые изматывали меня морально и физически.

В Гарварде большое внимание уделяют спорту, как способу переключиться, отдохнуть
В Гарварде большое внимание уделяют спорту, как способу переключиться, отдохнуть. Источник

Куратор объяснил: одна из важнейших составляющих полноценного образования — перерывы, позволяющие собраться с мыслями.

Он посоветовал мне ежедневно гулять, почаще сидеть вместе с коллегами на скамейках в парке и рекомендовал сеансы психотерапии. Теперь я знаю, чем он был обеспокоен: моим однообразным когнитивным ритмом.

Разница между перегоревшей лампочкой и приглушенным светом

Ритм — неотъемлемая часть организма. С определенной частотой сжимаются и расправляются легкие, расслабляется и сокращается сердечная мышца. Мы подчиняемся биоритмам и циклу «сон — бодрствование». Здесь же и когнитивный ритм: способность с максимальной эффективностью чередовать сфокусированное и расфокусированное сознание («звуки и паузы»).

Каждый день необходимо быть готовым реагировать на жизненные суматохи: застревание на старте, внезапные остановки, смены направления и крутые повороты. Если концентрация — единственный инструмент в мыслительном арсенале, то быстрое утомление неминуемо (мозг преждевременно выключится). Таких ситуаций лучше избегать, поскольку ничем хорошим они не заканчиваются. Кроме того, исследования доказывают, что приблизительно полдня мы проводим в мысленных мини-путешествиях, даже не думая о текущих задачах.

Такое состояние — не меньшее пренебрежение потенциалом мозга, чем умственное переутомление.

Между работой на износ и энергосберегающим режимом деятельности мозга такая же разница, как между перегоревшей лампочкой и приглушенным для экономии светом. Первое — неисправность, а во втором случае в любой момент можно «сделать свет поярче».

По материалам книги «Варгань, кропай, марай и пробуй»

Обложка поста: harvard.edu

Похожие статьи