Нас всё время призывают следовать за мечтой. Например, вы мечтаете основать компанию, которая сделает мир лучше. Или совершить кругосветное путешествие. Или стать популярным блогером. Но как к этому подступиться? Огромные цели вводят в ступор.
Вы наверняка слышали о методологии agile. Её успешно используют многие компании (МИФ в том числе), чтобы воплощать в жизнь даже очень сложные и длительные проекты. В основе метода лежит деление большого дела на короткие спринты — периоды в 2–4 недели, во время которых прорабатываются отдельные этапы. Чем короче спринт, тем более гибким становится процесс. Вы быстрее получаете результаты и можете заметить ошибки на ранних стадиях.
Личное планирование мало чем отличается от бизнес-проектов. Подход со спринтами здесь весьма кстати. Давайте посмотрим, как с помощью agile можно выполнить все советы из книг про продуктивность и прийти к своей мечте.
Личный Agile
Логика проста: вместо долгосрочных масштабных планов вы фокусируетесь на конкретных, относительно небольших задачах. Катерина Ленгольд, юная студентка Массачусетского технологического института, внедрила эту практику, и через 3 года стала вице-президентом крупной компании. А потом поделилась с миром своей системой планирования.
Катерина Ленгольд — самый молодой вице-президент в аэрокосмической отрасли.
И всё благодаря планированию. — Источник
Она решила, что самый удобный период для постановки целей — 9 недель: не так долго, чтобы перегореть, но достаточно, чтобы добиться первых результатов и оценить их.
Выбор цели
Важный этап — определить цели на спринт, одну или несколько. Катерина советует устанавливать три цели. Они должны быть:
- Конкретными и легко измеримыми. Например, вместо «Улучшить знание английского» — «Сдать экзамен по английскому на уровень Upper-Intermediate».
- Реалистичными. Подумайте, каких усилий потребует достижение цели. Мысленно разбейте цель на мини-этапы и оцените объем работы. Насколько достижение цели зависит от внешних факторов, находящихся вне вашего контроля?
- Важными лично для вас. Все успеть невозможно, поэтому перед тем как тратить время и усилия на какую-либо задачу, «примерьте» на себя конечный результат. Как достижение этой цели повлияет на вашу жизнь? Помните, что самый действенный метод в тайм-менеджменте — это отказ от ненужных дел.
Формирование полезных привычек
Привычка — это то действие, которое вы совершаете регулярно, не задумываясь и без напряжения. Обратите внимание на вторую часть этого определения — не задумываясь и без напряжения.
Тайнан — путешественник, автор шести книг, один из самых популярных блогеров мира, — утверждает, что добиться всего этого помогли привычки. — Источник
«Если вы считаете, что невозможно одновременно быть гиперпродуктивным, находиться в хорошей физической форме, правильно питаться, верно выстраивать отношения с окружающими, учиться новому и при этом не терять позитивного настроя и полноты ощущений, то только потому, что вы не сделали привычкой те действия, которые даются вам с трудом, — считает путешественник, блогер и автор книги „Супермен по привычке“ Тайнан. — Придется приложить усилия, но, к счастью, для формирования большинства привычек требуется сравнительно немного времени — от одного месяца до года».
Как выработать привычки
1. Начинайте с того, что требует минимальных усилий. Главное в привычке — регулярность, а результат достигается за счет накопительного эффекта. Вместо попытки ежедневно заниматься спортом по полтора часа начните с пяти приседаний и пяти отжиманий с утра. Такая мини-зарядка занимает две минуты, и вы не сможете сослаться на нехватку времени. Когда вы привыкнете к тому, что каждое утро начинается с физической нагрузки, можно постепенно (!) наращивать сложность.
2. Не пропускайте два раза подряд. Повторяющиеся действия «перестраивают» мозг, и в этом процессе крайне важна регулярность. Конечно, из-за обстоятельств вы можете пропустить один раз, но очень постарайтесь не разрывать цепочку ежедневных действий на два и более дня.
Иллюстрация из agile-ежедневника «Космос»
3. Придумайте план «Б». Как вы будете придерживаться своих привычек в нестандартных условиях, например, в командировке? Заранее продумайте разные варианты, чтобы не сорваться из-за обстоятельств.
Планируйте всё
Вы наверняка слышали о правиле Парето: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата. Списки дел обычно насчитывают десятки, а иногда и сотни задач, но только часть из них вносит вклад в достижение целей.
«Каждый день я выбираю три приоритетные задачи. Что нужно сделать в первую очередь, чтобы знать, что день прошел не зря? Что приближает меня к реализации целей спринта? На эти задачи я выделяю 3–4 часа в первой половине дня, когда уровень энергии и креативности на максимуме. Все рутинные дела, встречи и совещания, не требующие творческого подхода, переношу на послеобеденное время», — делится опытом Катерина Ленгольд.
Иллюстрация из agile-ежедневника «Космос»
Планируйте всё, в том числе отдых. Бронируйте в календаре встречи с родными и друзьями, поездки, время на саморазвитие. Таким образом, вы уравняете семью и образование с рабочими задачами и приведете жизнь в баланс.
Анализируйте и благодарите
Счастье только на 10% определяется внешней средой — образованием, социальным статусом, финансовыми и личными достижениями. Остальные 90% зависят от нашей интерпретации реальности. Каждый день происходит что-то хорошее и что-то плохое. То, на чем мы фокусируем внимание, и определяет, будем мы счастливы или нет.
Потратьте 2–3 минуты в день, чтобы ответить на два простых вопроса:
1. Какое главное достижение дня?
2. Кому и за что вы благодарны?
Иллюстрация из agile-ежедневника «Космос»
Ежедневное «спасибо» обращает наше внимание на людей и события, пусть незначительные и мимолетные, которые вызвали улыбку, озадачили или научили чему-то новому.
Заведите «второй мозг»
Многие привычки, цели и дела остаются невыполненными, потому что… мы о них забываем. Мы полагаемся на разлетающиеся бумажки или стикеры, записываем информацию в разные календари с пересекающимися планами, фиксируем личные цели и благодарности на салфетках или в дневнике, не связанном с ежедневником.
В итоге мы многое теряем, забываем об обещаниях, данных другим или самим себе, живем в вечном стрессе и цейтноте. Всё это можно упростить, если удобно организовать информацию.
Иллюстрация из книги «От срочного к важному»
Вероятно, именно поэтому Катерина Ленгольд облекла свою систему в формат ежедневника. Мало знать, что и как нужно делать, надо еще иметь инструмент, который поможет выполнять всё легко и вовремя, не растрачивая мыслетопливо на то, чтобы удержать в голове тысячи дел и полезных привычек.
По материалам книг «От срочного к важному», «Супермен по привычке» и agile-ежедневника «Космос»