Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Научпоп
Голые науки: раздеваем статистику и экономику!
16 октября 2017 5 656 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Знание некоторых секретов таких якобы скучных наук как статистика и экономика помогает составить гораздо более ясную картину мира. То есть видеть истину там, где она может быть скрыта от глаз.

Книги «Голая экономика» и «Голая статистика» полны таких секретов, что полностью подтверждает их оригинальные названия. Делимся несколькими любопытными фактами.

Статистические искажения

Существует ложь, наглая ложь и статистика. Марк Твен

Рассмотрим пример, как Голливуд создает у нас впечатление, что каждый его очередной блокбастер грандиознее и прибыльнее предыдущего. Например, вот так выглядела пятерка самых кассовых (на внутреннем рынке США) фильмов всех времен по состоянию на 2011-й год:

  1. «Аватар» (2009)
  2. «Титаник» (1997)
  3. «Темный рыцарь» (2008)
  4. «Звездные войны. Эпизод IV» (1977)
  5. «Шрек 2» (2004)

Вам список не кажется подозрительным? Конечно, все это вполне достойные фильмы — но «Шрек 2»? Неужели он имел больший коммерческий успех, чем «Унесенные ветром» или «Крестный отец»? Нет и еще раз нет!

Впечатляющие показатели кассовых сборов, которыми так любит хвастаться Голливуд, в значительной мере объясняются тем, что нынешняя цена билета в кинотеатр существенно выше, чем, скажем, десять, двадцать или пятьдесят лет назад. Наиболее точным способом сравнения коммерческого успеха фильмов, создававшихся в разные годы, было бы внесение в цену билета поправки на инфляцию.

Голые науки: раздеваем статистику и экономику!
«Теперь мы знаем, что мы не первые…» — Источник.

Поэтому как выглядела бы эта пятерка с поправкой на инфляцию?

  1. «Унесенные ветром» (1939)
  2. «Звездные войны. Эпизод IV» (1977)
  3. «Звуки музыки» (1965)
  4. «Инопланетянин» (1982)
  5. «Десять заповедей» (1956)

В реальных величинах «Аватар» оказывается на 14-м месте, а «Шрек» опускается на 31-е.

Теория вероятностей в действии

Наши страхи не всегда адекватны тому, что говорят нам числа о реальной опасности. Проще говоря, мы не того боимся. Ученые подсчитали вероятности и выяснили, что плавательный бассейн во дворе дома в 100 раз опаснее, чем заряженный револьвер, хранящийся в шкафу!

Вы можете использовать теорию вероятностей на работе и в повседневной жизни. Представьте, что ваш ребенок принес «двойку» за контрольную. Оправдывается тем, что плохие оценки получили все. Но теория вероятностей гласит: все не могут ответить одинаково неправильно. Вывод? Все списали неправильный ответ у кого-то из одноклассников.

Главное — правильно подать!

Процентные показатели не лгут, но могут создавать преувеличенную картину.

Допустим, ваш добросердечный и справедливый босс объявляет о повышении всем сотрудникам в этом году заработной платы на 10%. Если вспомнить, что годовой доход вашего босса составляет 6 миллионов рублей, а ваш — 300 тысяч, то окажется, что его годовой доход повысится на 600 тысяч рублей, а ваш — всего на 30.

Главное — правильно подать!
Главное — правильно подать! — Источник.

Между тем заявление «В этом году заработная плата всех сотрудников повысится на 10%» звучит для вашего слуха гораздо приятнее, чем такие слова вашего босса: «Повышение моего годового дохода окажется в двадцать раз большим, чем вашего».

Брендинг и «товарный ад»

На конкурентных рынках цены всегда стремятся к себестоимости продукции. Если банка газировки обходится производителю в 10 центов, а вы продаете ее за доллар, то очень быстро найдется тот, кто снизит цену вдвое от вашей. А кто-то следом сделает ее равной 25 центам. В итоге найдется эффективная и беспардонная компания, которая станет продавать эту газировку за 11 центов.

С точки зрения потребителя это замечательное качество капитализма. Но производителю такая ситуация известна как «товарный ад»: на рынке, переполненном одинаковыми товарами, в результате конкуренции цены снижаются до тех пор, пока кто-нибудь не разорится и не выйдет из бизнеса.

Лучше деньги в трубочку, чем деньги из трубы...
Лучше деньги в трубочку, чем деньги из трубы… — источник.

Поэтому производители газировки вынуждены убеждать весь мир, что их смесь воды и сахара гораздо лучше, чем точно такая такая же смесь у конкурентов. Другой яркий пример — одежда Nike. Разве это не куски ткани, сшитые в единое целое работниками во Вьетнаме? Нет, это бренд, почитаемый самим Тайгером Вудсом. Поэтому можно платить за такие вещи тройную цену.

Сигналы качества

Компании лезут из кожи вон, чтобы дать рынку сигнал о высоком качестве своей продукции (что может не являться правдой). Представьте, что выиграли в лотерею 7-8-значную сумму и решили эти деньги куда-нибудь вложить. Вы приходите в офис инвестиционной компании и видите там настоящее великолепие: мраморные стены с подлинниками импрессионистов, мебель из красного дерева и топ-менеджеры в итальянских костюмах на заказ.

Какая мысль придет в голову: «Наверняка этот шик оплачивается из кармана клиентов, меня тоже обдерут!» или «Ого, да ведь это просто супер, я хочу быть клиентом такой успешной компании»? Почти все выбирают второе.

Но внешние атрибуты успеха не всегда связаны с профессионализмом услуг.

Скорее это — «павлиний хвост», призванный продемонстрировать бизнес высокого класса. В мире несовершенной информации такой сигнал всегда работает.

Показательный пример — офисы компаний в некоторых странах Азии. Несмотря на уличную жару, в них настолько холодно, что сотрудники (внимание!) включают обогреватели. Так боссы этих компаний рассылают миру месседж: мы лучшие, мы можем позволить себе много кондиционеров, это роскошно, это настоящий Северный полюс!

По материалам книг «Голая экономика» и «Голая статистика».

Обложка поста — источник.

Рубрика
Научпоп
Похожие статьи