Фотография похожа на грибную охоту. Мы всегда удивляемся, почему корзинка еще пуста, в то время как другие уже набрали прекрасных экземпляров. Удачные ракурсы и сцены для снимков порой прячутся, словно опята в траве. Как научиться замечать их?
Фотограф должен быть «немного художником», уверен автор книги «Язык композиции» Альбрехт Рисслер. Основа хорошего снимка, как и красивой картины, — удачная композиция, соединение отдельных элементов в единое целое. Для обучения Рисслер намеренно использует черно-белые фото, концентрируясь только на построении кадра. Вот 5 приемов, которые помогут сделать хороший снимок в любую погоду и без профессиональной камеры.
1.Диагонали
Диагональные линии контрастируют с прямоугольным форматом фото, «оживляя» картинку. Не стоит снимать «в лоб», выравнивая объекты относительно границ кадра: в большинстве случаев угловой ракурс будет выигрышнее.
Граница между морем и песчаным берегом — доминирующая диагональ, которая проходит сквозь весь кадр, уводя за собой взгляд зрителя. Это создает перспективу — пространственную глубину изображения; такое фото словно переносит нас на место съемки.
2.Неожиданные ракурсы
Чем ближе фотограф к растениям или животным, тем ярче ему удастся их показать. Опустив камеру на уровень земли, можно сместить акценты в кадре и добавить эмоции. Взъерошенные чайки, с нетерпением ждущие рыбных обрезков на рынке, или лесная тропинка, усыпанная каштанами — при съемке с обычной высоты эти фото были бы не так интересны.
Поворотные экраны современных камер заметно облегчают жизнь фотографу при съемке с необычных ракурсов. Прекрасные снимки можно делать с положения выше головы, глядя вниз, на уровне глаз. Вы удивитесь, сколько фотографических перспектив откроется перед вами.
3.Размытие
Размытие не только добавляет эффектности кадру, но и помогает раскрыть сюжет. Фотография гончара — отличный пример. Чтобы придать форму сосудам на гончарном круге, нужны крепкие руки. Быстро вращающийся кусок глины становится гармоничным объектом. Размытие гончарного круга здесь вмещает в себя весь требуемый смысл.
Не стоит каждый раз ждать, пока мешающие элементы уйдут из кадра: удачное размытие может сделать фотографию интереснее. C режимом серийной съемки шансы на успех будут выше.
4.Диалог в кадре
Взаимодействие объектов съемки всегда кстати. Не обязательно буквальное, физическое: это может быть зрительный контакт, близость (возможно, намеренно подчеркнутая кадрированием), а также интересное положение фигур в кадре.
Некоторые сюжеты идут к нам прямо в руки. Но даже в этом случае требуются наблюдательность, быстрая реакция и некоторая смелость — не нужно робеть при съёмке незнакомцев.
Фото людей, которые знают, что их снимают, перестают быть непосредственными. Просьба о разрешении на съемку уже противоречит цели. Глядя на снимок, вы практически всегда определите, был ли он постановочным.
5.Поймать момент
Фотографу нужен инстинкт охотника, такой же, как у зверей и птиц. Иногда надо действовать молниеносно, а иногда — набраться терпения и ждать подходящего момента. Некоторые снимки быстро движущихся объектов — чистое везение. Повысить шансы на успех поможет серийная съемка.
Язык композиции универсален для любых изображений — и картин, и фотографий. Чаще ходите в галереи, на выставки фотохудожников (или вдохновляйтесь рисунками наших читателей) — это поможет «наметать» глаз и научиться быстро находить достойные снимка сюжеты.
По материалам книги «Язык композиции».
Иллюстрации из книги.