в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставим в город {{ headerCity.name }}
сегодня за  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Кругозор
Пять воззрений китайской философии
10 августа 4 811 просмотров
Кругозор
Пять воззрений китайской философии
10 августа 4 811 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

«Лучше иметь слишком мало, чем слиш­ком много; лучше оставлять что-то незавершенным, чем слиш­ком усердствовать», — пожалуй, за это мы и любим китайскую философию. В ней сочетается возвышенная духовность и мирская слабость, тонкое искусство и жизнь. Китайская философия сильно повлияла на восточное мировоззрение в целом. А основные идеи философии и ре­лигий Дальнего Востока тесно связаны с физикой. Об этом взаимодействии пишет Фритьоф Капра в книге «Дао физики».

Поговорим подробнее о китайском миропонимании. О том, что составляет основу взглядов мудрецов небесной империи. Быть может, вы найдете для себя ответ на вопрос: почему однажды познакомившись с китайским образом мысли, хочется возвращаться к этому снова и снова.

Гармония

Разберем фразу, с которой мы и начали повествование: «Лучше иметь слишком мало, чем слиш­ком много; лучше оставлять что-то незавершенным, чем слиш­ком усердствовать». Китайская философия нацелена на внутреннюю гармонию человека. Вспомните, как вы себя чувствовали, когда делали что-то через силу, потому что «надо», а не потому что «хочу». И если отпустить ситуацию и не корить себя за «слабость», вы почувствуете облегчение и тихое счастье. По мнению китайцев, если вы будете слишком настойчивы, все равно не добьетесь желаемого. Так же и с излишками.

Как человек, желающий идти все дальше на восток, в результате может оказать­ся на западе, так и склонные к непомерному накопительству могут окончить дни свои в нищете.

Красноречивый пример действия этой древней китайской мудрости — современное индустриаль­ное общество, которое ставит во главу угла повышение «уровня жизни», хотя тем самым на деле ухудшает качество жизни своих членов.

Переменчивость

Китайцы, как и индийцы, считают, что многообразие вещей и явлений объединяет некая высшая ре­альность. Термины «полное», «всеохватывающее» и «целостное», несмот­ря на внешние различия, отражают одну реальность.

Китайцы называли эту реальность Дао, что первоначально означало «Путь». Это Путь всей Вселенной, порядок мироустрой­ства. Позже конфуцианцы дали этому понятию другое толкование.

Они заговорили о Дао человека или человеческого общества, по­нимая под ним моральный образ жизни.

В первоначальном космическом смысле Дао — высшая, не подда­ющаяся описанию реальность. Но Дао отличается от них своей внутренней меняющейся сущностью, которая, по мнению китайцев, состав­ляет основу Вселенной. Дао — всеобъемлющий процесс, в который вовлечены все вещи. Мир постоянно течет и изменяется.

Цикличность

Китайцы же не только считают, что текучесть и изменчивость свойственны всему мирозданию, но увере­ны в существовании устойчивых моделей, в соответствии с кото­рыми происходят все изменения. Мудрец стремится распознать их и действует в соответствии с ними. Он становится «человеком с Дао», живущим в гармонии с природой и преуспевающим во всех начинаниях.

Пять воззрений китайской философии
Если сравнивать мир природы и внутренний мир человека, можно найти много общего. Источник

Основной признак Дао — цикличность его движения и изменений. Все процессы в природе и во внутреннем мире человека цикличны и имеют фазы прихода и ухода, расшире­ния и сжатия. Прообразом этих представлений, несомненно, стали движе­ния Солнца и Луны и смена времен года, воспринятые китайцами как проявление вселенской закономерности.

Инь и ян

По мнению китайцев, все проявления Дао рождены динами­ческим взаимодействием этих противоположных сил. Эта идея очень древняя, и много поколений размышляли об этом, прежде чем символизм архетипической пары инь и ян стал основополага­ющим понятием китайской философии. Первоначально слова инь и ян обозначали соответственно тенистый и солнечный склоны горы, и это уже отражало относительность данных понятий.

Две точки на рисунке символизируют идею о том, что, когда одно из двух начал достигает пика своего развития, оно уже гото­во отступить, поэтому в этот момент в зародыше содержит в себе свою противоположность
Две точки на рисунке символизируют идею о том, что, когда одно из двух начал достигает пика своего развития, оно уже гото­во отступить, поэтому в этот момент в зародыше содержит в себе свою противоположность. Источник

С глубокой древности два противоположных начала прояв­лялись не только как светлое и темное, но и как мужское и жен­ское, твердое и податливое, верх и низ. Ян — сильное, мужское, творческое начало — ассоциировалось с Небом, а инь — темное, женское, восприимчивое и материнское — с Землей. Небо на­верху и наполнено постоянным движением, а Земля, согласно геоцентрическим взглядам древних, покоится внизу. Поэтому ян стало символизировать движение, а инь — покой и неподвиж­ность.

В области человеческого мышления тоже есть такие соот­ветствия: инь — сложный интуитивный женский ум, ян — четкий рациональный рассудок мужчины. Инь уподобляется спокойной неподвижности погруженного в созерцание мудреца, а ян — сози­дательной деятельности правителя.

Золотая середина

Китайцы верят: если ситуация в своем развитии доходит до крайности, она начнет дви­гаться в противоположном направлении и превратится в свою противоположность.

Эта уверенность придавала им сил и стой­кости во времена бедствий и делала осторожными и скромными в благоприятные времена. В результате сформировалось учение о золотой середине, общее для конфуцианцев и даосов. «Мудрец, — говорил основатель даосизма Лао-цзы, — избегает излишеств, сумасбродства и потвор­ства своим слабостям».

По материалам книги «Дао физики»

Обложка поста: pexels.com

Рубрика
Кругозор

Похожие статьи