Вот здесь я недавно рассказал о том, докуда дорос по «ростомеру» новой, запредельно крутой научпоп-книги «Ритм Вселенной». Скоро обязательно поведаю об обещанном и действительно странном «странном аттракторе», а сегодня — очень интересные исследования такой казалось бы банальной штуки, как …аплодисменты. Этим нельзя не поделиться.
Хлоп-хлоп
Массовое синхронное поведение у людей чаще всего является преднамеренным. Нам очень нравится делать что-то вместе, синхронно. Петь или танцевать. Дружно топать ногами. «Пускать волну» на трибунах во время футбольного матча.
Однако когда все пытаются действовать дружно, групповое поведение, возникающее при этом, может заключать в себе ряд неожиданностей. Рассмотрим, например, зрителей, хлопающих в унисон. На первый взгляд, это явление не нуждается в дополнительных пояснениях. Но когда ученые наконец взяли на себя труд измерить его, результат этих измерений привел их в изумление.
Структура аплодисментов
В 1999 г. несколько физиков посетили концертные залы и записали аплодисменты зрительских аудиторий по окончании оперных и театральных представлений.
Выполненные ими записи показали, что:
- поначалу зрители бурно аплодировали,
- затем спонтанно переходили к громоподобным ритмическим хлопкам в более медленном темпе,
- затем аплодисменты вновь переходили в какофонию.
Таким образом зрительская аудитория шесть или семь раз совершала переходы от хаоса к синхронизму и обратно.
Стили аплодисментов
Чтобы исследовать этот процесс более подробно, ученые предлагали испытуемым остаться в одиночестве и хлопать в ладоши двумя разными способами. Сначала каждому предлагалось хлопать в ладоши так, словно они только что прослушали выдающееся выступление.
Этот стиль аплодисментов оказался быстрым и нерегулярным: в среднем по четыре хлопка в секунду.
Затем испытуемых попросили представить, будто они хлопают в ладоши синхронно с воображаемой зрительской аудиторией.
Теперь хлопки замедлились до размеренных двух хлопков в секунду, то есть стали в два раза медленнее, чем в предыдущем случае.
Человек словно пропускал каждый второй хлопок — в то же время становясь гораздо более точным, как если бы возникало устойчивое совместное понимание того, каким должен быть правильный темп.
От хаоса к синхронизму
Поведение зрительской аудитории в целом объясняется с этой точки зрения. Вследствие наличия у людей определенных культурных ожиданий все зрители знают, что они хотят хлопать в унисон. Но каждому из зрителей присущ свой собственный, характерный именно для него темп совершения хлопков.
Чтобы добиться синхронизма, каждый из них замедляет свой собственный темп совершения хлопков примерно в два раза. В результате чего распределение частот совершения хлопков уменьшается — система совершает резкий фазовый переход, после чего спонтанно возникает синхронизм.
От синхронизма к хаосу
Хитрость — и это не приходило в голову ни одному из теоретиков — здесь заключается в том, что за такой синхронизм приходится платить определенную психологическую цену.
Несмотря на то что коллективные аплодисменты действительно звучат очень громко, хлопки совершаются в два раза реже, чем в случае несинхронных аплодисментов. Неизбежным следствием этого является то, что совокупное «количество шума», или «громкость шума», оказывается меньшим, чем в случае хаотического хлопанья в ладоши.
Каким-то образом зрительская аудитория это чувствует, общий уровень шума оказывается не в состоянии передать их возбуждение, поэтому они производят больше шума единственным доступным им способом — ускоряя свои хлопки.
Однако при этом расширяется распределение их частот (поскольку более быстрые хлопки, как показывают измерения, становятся более хаотическими). Поэтому фазовый переход происходит в обратном направлении, а зрительская аудитория в целом снова скатывается в хаос. А затем цикл повторяется.
Вишенка на торте
Авторы исследования иронически замечают, что эти колебания между хаосом и синхронизмом никогда не наблюдались во время коммунистического правления, при котором им приходилось жить в годы их молодости. Люди, слушавшие выступления «великого вождя», покорно хлопали в апатичном синхронизме, не испытывая никакого желания ускорить аплодисменты и перейти в искреннее хаотическое выражение своих чувств.
***
Продолжение следует…
По материалам книги «Ритм Вселенной».
Все картинки в посте — отсюда.