Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Неправильные карты, слепое подчинение, ложные цены. К чему приводит любовь к порядку
19 июля 2017 7 772 просмотра

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Поучаствуйте в экспериментах. Нарисуйте карту своего города. Зайдите в магазин и запомните цены на три товара. Прочитайте легенду, которую вы найдете в этом материале, и перескажите. Сравните свои результаты с тем, что написано ниже, и вы поймете, как любовь к порядку влияет лично на вас.

Что такое порядок? Это не только любовь к чистоте. Вот одно из определений: «гармоничное, ожидаемое, предсказуемое состояние или расположение чего-либо». Люди так любят состояние порядка, что искажают тем самым действительность.

Всё кривое становится прямым

Психологи попросил жителей Парижа нарисовать карту города. В эксперименте участвовали представители разных слоев населения. Как и ожидалось, карты получились разными: кто-то забыл включить такие достопримечательности, как Эйфелева башня, кто-то тщательно рисовал малоприметные улочки, кто-то изобразил лишь центр Парижа. Но одна черта была особенно заметна. 92% респондентов изобразили реку Сену намного менее извилистой, чем она есть на самом деле.

Извилистые линии становятся заметно прямее, когда их изображают люди
Извилистые линии становятся заметно прямее, когда их изображают люди. Источник

Разгибать кривые линии — это не особенность парижан. Например, таксисты Нью-Йорка выпрямляли улицы на своих картах. Для нашего мозга извилистость — это хаос, а прямизна — простота и порядок.

Какая формулировка, такой и смысл

При воссоздании карты по памяти люди допускают множество других ошибок.

Так, они часто неверно оценивают расстояния: короткие удлиняют, а длинные, напротив, сокращают.

При оценке расстояния с помощью ориентиров, например, их собственного дома или известной достопримечательности, происходит нечто еще более странное: расстояние ДО ориентира, как правило, оказывается меньшим, чем ОТ ориентира. И это относится даже к очень солидным расстояниям. Например, большинство людей скажут, что Северная Корея расположена к Китаю ближе, чем Китай к Северной Корее — в зависимости от формулировки.

Исполнение приказов несмотря ни на что

Порядок — это и когда мы четко знаем, что делать. Еще в начале 1960-х годов в Йельском университете проводили эксперимент. Добровольцам дали задание посылать электрический ток каждый раз, когда испытуемый дает неправильный ответ. На месте подопытного был актер, который при каждом разряде истошно просил о помощи, изображал дикую боль. Так вот, большинство респондентов продолжали нажимать на кнопку, пока жертва не перестала подавать признаки жизни. Причем по условиям эксперимента пытку можно было прекратить в любой момент!

Всем проще жить, когда есть субординация
Всем проще жить, когда есть субординация. Источник

Целых 65% испытуемых (и мужчины, и женщины) продолжали воздействовать на актера разрядами до самого конца.

Этот эксперимент показывает неприглядную человеческую черту — склонность к слепому подчинению. В данном случае авторитетное лицо дало задание — нажимать кнопку, и люди следовали указанию, забыв о сострадании и человеколюбии. Ведь жить под чьим-то руководством проще.

Изменение историй до неузнаваемости

По мнению психолога Кембриджского университета сэра Ф. Бартлетта, многое из того, что мы «видим» и «запоминаем», на самом деле никогда не происходило. Более того, он считал, что на воспоминания влияет множество факторов, в том числе культура и традиции народа. Так, Бартлетт собрал целый ряд фактов, когда африканцы запоминали события, не имевшие для британцев особого значения и, следовательно, полностью забытые ими, и наоборот.

При проведении одного из экспериментов Бартлетт раздал текст легенды двадцати англичанам — семи женщинам и тринадцати мужчинам — и попросил прочитать ее, а затем, спустя некоторое время, записать все, что они только смогут вспомнить. Он хотел узнать, как воспримут старую легенду американских индейцев англичане, живущие в XX столетии. Это в равной степени любопытно и по отношению к нам, людям XXI века.

Если вы тоже хотите стать участником эксперимента, потратьте несколько минут и прочитайте эту легенду. После чего на некоторое время отвернитесь от экрана и подождите. Затем возьмите бумагу и ручку и запишите все, что вспомните из прочитанной истории. Сделайте то же самое еще раз через неделю после первого изложения и сравните варианты.

Легенда «Война духов»

Однажды ночью двое молодых мужчин из Эгулака отправились к реке, чтобы поохотиться на тюленей. Пока они были на реке, опустился туман и стало очень тихо.

Вдруг они услышали боевые кличи и подумали: «Должно быть, это отряд воинов». Они вернулись на берег и спрятались за бревном. На воде появились несколько каноэ; охотники услышали шум весел и увидели, что одно каноэ приближается к ним. В нем было пятеро мужчин, которые обратились к ним со словами:

— Не поедете ли вы с нами? Мы хотели бы взять вас с собой. Мы идем вверх по реке воевать с тамошним народом.

Один из молодых охотников ответил:

— У меня нет стрел.

— Стрелы есть в каноэ, — сказали прибывшие.

— Я не поеду с вами. Меня могут убить. Мои домашние не знают, куда я пошел. Но ты, — он повернулся к своему спутнику, — можешь отправиться с ними.

Один из молодых людей уплыл с воинами, а другой вернулся домой.

Воины поплыли вверх по реке к селению, находившемуся по другую сторону Каламы. К воде спустились люди, и началось сражение; было много убитых. Вдруг молодой охотник услышал, как один из воинов сказал: «Скорее домой, этого индейца ранили». И тут он подумал, что они духи. Он не чувствовал боли, хотя они говорили, что в него попала стрела.

Каноэ приплыли назад в Эгулак, и молодой индеец, сойдя на берег, направился домой и развел огонь. И так изложил всем свою историю: «Вот как было дело. Я отправился с духами, и мы вступили в битву. Многие из наших погибли, и многие из тех, кто нападал, тоже. Духи сказали, что меня ранили, но я не почувствовал боли».

Рассказав все это, он замолк. Когда взошло солнце, он упал на землю. Что-то черное вышло у него изо рта. Его лицо исказилось. Люди вскочили и стали кричать.

Индеец был мертв

Участники эксперимента довольно сильно изменили легенду. Они ее значительно сократили, изменили детали и даже придумали новые подробности. Например, добавили, что дело происходило в лесу, назвали индейцев братьями и прочее. Но самое главное — они рационализировали историю. Мистическая легенда поставила в тупик рассудительных британцев. Читатели старались подогнать ее смысл под свое рациональное видение мира. Например, один из них после прочтения уверенно заявил: «Тут явно описывается мечта о сокрытии убийства».

Участники эксперимента не вспомнили, что индейцы охотились на тюленей, так как это было непривычно для них
Участники эксперимента не вспомнили, что индейцы охотились на тюленей, так как это было непривычно для них. Источник

Но одно Бартлетт понял точно: когда происходит «подгонка» истории, ее форма меняется до неузнаваемости. «Очень быстро, — пишет ученый, — легенда начисто лишалась своей неожиданности, прерывистости и очевидной непоследовательности и сводилась к ординарному, скучному пересказу событий». Иными словами, история упрощалась, сглаживалась, упорядочивалась.

Сокращение цифр

Подобное можно наблюдать и в повседневной жизни. Скажем, вы идете по проходу местного гипермаркета, толкая перед собой тележку и попутно разглядывая ценники. Как думаете, какие из них вы запомните и почему?

При попытке вспомнить цены мы демонстрируем тот же эффект «сокращения», который наблюдал Бартлетт, когда участники вспоминали легенду.

Люди предпочитают забывать или упрощать сложное. Они округляют цены. «Спрямляют» карты. И выхолащивают истории до такой степени, что теряется их суть.

О других ловушках мышления читайте в книге «Почему мы ошибаемся».

Обложка поста — pexels.com

 

Похожие статьи