Поучаствуйте в экспериментах. Нарисуйте карту своего города. Зайдите в магазин и запомните цены на три товара. Прочитайте легенду, которую вы найдете в этом материале, и перескажите. Сравните свои результаты с тем, что написано ниже, и вы поймете, как любовь к порядку влияет лично на вас.
Что такое порядок? Это не только любовь к чистоте. Вот одно из определений: «гармоничное, ожидаемое, предсказуемое состояние или расположение чего-либо». Люди так любят состояние порядка, что искажают тем самым действительность.
Всё кривое становится прямым
Психологи попросил жителей Парижа нарисовать карту города. В эксперименте участвовали представители разных слоев населения. Как и ожидалось, карты получились разными: кто-то забыл включить такие достопримечательности, как Эйфелева башня, кто-то тщательно рисовал малоприметные улочки, кто-то изобразил лишь центр Парижа. Но одна черта была особенно заметна. 92% респондентов изобразили реку Сену намного менее извилистой, чем она есть на самом деле.
Извилистые линии становятся заметно прямее, когда их изображают люди. Источник
Разгибать кривые линии — это не особенность парижан. Например, таксисты Нью-Йорка выпрямляли улицы на своих картах. Для нашего мозга извилистость — это хаос, а прямизна — простота и порядок.
Какая формулировка, такой и смысл
При воссоздании карты по памяти люди допускают множество других ошибок.
При оценке расстояния с помощью ориентиров, например, их собственного дома или известной достопримечательности, происходит нечто еще более странное: расстояние ДО ориентира, как правило, оказывается меньшим, чем ОТ ориентира. И это относится даже к очень солидным расстояниям. Например, большинство людей скажут, что Северная Корея расположена к Китаю ближе, чем Китай к Северной Корее — в зависимости от формулировки.
Исполнение приказов несмотря ни на что
Порядок — это и когда мы четко знаем, что делать. Еще в начале 1960-х годов в Йельском университете проводили эксперимент. Добровольцам дали задание посылать электрический ток каждый раз, когда испытуемый дает неправильный ответ. На месте подопытного был актер, который при каждом разряде истошно просил о помощи, изображал дикую боль. Так вот, большинство респондентов продолжали нажимать на кнопку, пока жертва не перестала подавать признаки жизни. Причем по условиям эксперимента пытку можно было прекратить в любой момент!
Всем проще жить, когда есть субординация. Источник
Этот эксперимент показывает неприглядную человеческую черту — склонность к слепому подчинению. В данном случае авторитетное лицо дало задание — нажимать кнопку, и люди следовали указанию, забыв о сострадании и человеколюбии. Ведь жить под чьим-то руководством проще.
Изменение историй до неузнаваемости
По мнению психолога Кембриджского университета сэра Ф. Бартлетта, многое из того, что мы «видим» и «запоминаем», на самом деле никогда не происходило. Более того, он считал, что на воспоминания влияет множество факторов, в том числе культура и традиции народа. Так, Бартлетт собрал целый ряд фактов, когда африканцы запоминали события, не имевшие для британцев особого значения и, следовательно, полностью забытые ими, и наоборот.
При проведении одного из экспериментов Бартлетт раздал текст легенды двадцати англичанам — семи женщинам и тринадцати мужчинам — и попросил прочитать ее, а затем, спустя некоторое время, записать все, что они только смогут вспомнить. Он хотел узнать, как воспримут старую легенду американских индейцев англичане, живущие в XX столетии. Это в равной степени любопытно и по отношению к нам, людям XXI века.
Если вы тоже хотите стать участником эксперимента, потратьте несколько минут и прочитайте эту легенду. После чего на некоторое время отвернитесь от экрана и подождите. Затем возьмите бумагу и ручку и запишите все, что вспомните из прочитанной истории. Сделайте то же самое еще раз через неделю после первого изложения и сравните варианты.
Легенда «Война духов»
Однажды ночью двое молодых мужчин из Эгулака отправились к реке, чтобы поохотиться на тюленей. Пока они были на реке, опустился туман и стало очень тихо.
Вдруг они услышали боевые кличи и подумали: «Должно быть, это отряд воинов». Они вернулись на берег и спрятались за бревном. На воде появились несколько каноэ; охотники услышали шум весел и увидели, что одно каноэ приближается к ним. В нем было пятеро мужчин, которые обратились к ним со словами:
— Не поедете ли вы с нами? Мы хотели бы взять вас с собой. Мы идем вверх по реке воевать с тамошним народом.
Один из молодых охотников ответил:
— У меня нет стрел.
— Стрелы есть в каноэ, — сказали прибывшие.
— Я не поеду с вами. Меня могут убить. Мои домашние не знают, куда я пошел. Но ты, — он повернулся к своему спутнику, — можешь отправиться с ними.
Один из молодых людей уплыл с воинами, а другой вернулся домой.
Воины поплыли вверх по реке к селению, находившемуся по другую сторону Каламы. К воде спустились люди, и началось сражение; было много убитых. Вдруг молодой охотник услышал, как один из воинов сказал: «Скорее домой, этого индейца ранили». И тут он подумал, что они духи. Он не чувствовал боли, хотя они говорили, что в него попала стрела.
Каноэ приплыли назад в Эгулак, и молодой индеец, сойдя на берег, направился домой и развел огонь. И так изложил всем свою историю: «Вот как было дело. Я отправился с духами, и мы вступили в битву. Многие из наших погибли, и многие из тех, кто нападал, тоже. Духи сказали, что меня ранили, но я не почувствовал боли».
Рассказав все это, он замолк. Когда взошло солнце, он упал на землю. Что-то черное вышло у него изо рта. Его лицо исказилось. Люди вскочили и стали кричать.
Индеец был мертв
Участники эксперимента довольно сильно изменили легенду. Они ее значительно сократили, изменили детали и даже придумали новые подробности. Например, добавили, что дело происходило в лесу, назвали индейцев братьями и прочее. Но самое главное — они рационализировали историю. Мистическая легенда поставила в тупик рассудительных британцев. Читатели старались подогнать ее смысл под свое рациональное видение мира. Например, один из них после прочтения уверенно заявил: «Тут явно описывается мечта о сокрытии убийства».
Участники эксперимента не вспомнили, что индейцы охотились на тюленей, так как это было непривычно для них. Источник
Но одно Бартлетт понял точно: когда происходит «подгонка» истории, ее форма меняется до неузнаваемости. «Очень быстро, — пишет ученый, — легенда начисто лишалась своей неожиданности, прерывистости и очевидной непоследовательности и сводилась к ординарному, скучному пересказу событий». Иными словами, история упрощалась, сглаживалась, упорядочивалась.
Сокращение цифр
Подобное можно наблюдать и в повседневной жизни. Скажем, вы идете по проходу местного гипермаркета, толкая перед собой тележку и попутно разглядывая ценники. Как думаете, какие из них вы запомните и почему?
Люди предпочитают забывать или упрощать сложное. Они округляют цены. «Спрямляют» карты. И выхолащивают истории до такой степени, что теряется их суть.
О других ловушках мышления читайте в книге «Почему мы ошибаемся».
Обложка поста — pexels.com