Мы считаем свои убеждения совершенным представлением о мире, но на самом деле они часто мешают нам ориентироваться в сложной, многоплановой и непостижимой реальности. Книга «Лиминальное мышление» подскажет, как выйти за рамки собственных убеждений и посмотреть на реальность с другой стороны.
Притча о слоне
Король созвал во дворец всех слепых, которые жили в городе. Потом он привел слона и попросил слепых описать его. Король сказал: «Можете ли вы мне сказать, на что похож слон?» Человек, который трогал голову, сказал, что слон похож на большой чайник.
Тот, кто трогал хвост, сказал, что слон похож на веревку. Третий трогал ухо, поэтому у него слон был похож на веер. Четвертый трогал бок, поэтому сказал, что слон похож на стену. Другие слепцы говорили, что слон похож на колонну, трубу и т. д. Все они описывали разные части слона, основываясь на своем опыте. Слепцы начали спорить, и каждый утверждал, что он прав, а другие нет. Дело дошло до драки.
Что же не так с этими слепыми?
Проблема в том, что слепые не видят разницы между реальностью и впечатлениями, полученными на собственном опыте. А они у каждого свои: кто-то трогал что-то, похожее на веер, у кого-то была веревка, у кого-то — колонна, у кого-то — стена. Представьте себе, что вы смотрели на стену, а теперь кто-то говорит вам, что это была колонна. Вероятно, вы решите, что он не в своем уме.
Все мы слепы
В этой притче все понятно, ведь мы знаем, что все эти люди слепы. Никто из них не видел слона целиком. Но речь не о том, что слепые не видят; суть в том, что все мы слепы.
Мы говорим, что все в мире субъективно, но это вовсе не одно и то же. Нельзя не согласиться с тем, что существует реальный мир, некая объективная реальность, о которой мы все знаем. При этом мы должны смириться с фактом, что все мы люди, наши способы взаимодействия с реальностью субъективны и, по сути, не похожи друг на друга.
Реальность
Образ слона и настоящий слон — не одно и то же! Но мы все время путаем свой образ реальности и саму реальность. Очень часто это происходит, когда мы начинаем спорить о чем-то, уподобляясь тем слепым. Притча о слоне и слепых — как раз об этом. Все мы слепы, а объективная реальность — слон. Мы можем увидеть и осознать частички истины, но истина о реальности в целом непостижима.
Это своего рода карта или модель реальности, которая лежит за ее пределами. Но убеждения могут быть ошибочными — карты или модели тоже порой неверны. Путь, проложенный по неверной карте, может привести вас в опасное место. И неверное убеждение тоже может довести до беды.
Убеждения
Всякое убеждение приблизительно, потому что реальность непостижима. Это скажет вам любой ученый, который не зря ест свой хлеб. Убеждения могут быть истинны, но все мы совершаем ошибки, поэтому наши убеждения тоже порой ошибочны.
Будда говорил, что его учения подобны пальцам, указывающим на Луну. Если вы хотите увидеть Луну, то палец вам в помощь. Но не нужно путать его с Луной. То же и с убеждениями: это пальцы, которые указывают в сторону реальности или на Луну. Не путайте реальность и убеждения!
Лиминальное мышление
Лиминальное мышление — это умение видеть множество очевидных вещей и принимать, что их очевидность зависит от личного опыта и точки зрения. Также оно означает развитие способности слушать и видеть то очевидное, что может быть вовсе не очевидным для вас.
Если бы один из слепых решил обойти слона кругом и дотронуться до тех частей его тела, которые трогали другие, он поставил бы под сомнение собственные предположения и убеждения — то есть поступил бы согласно учению о лиминальном мышлении.
Задание для развития лиминального мышления
Если вы хотите прокачать лиминальное мышление, то выполните это простое упражнение. Подумайте, о чем у вас есть строгие убеждения, — например, о политике или религии. Вспомните кого-то из знакомых, кто придерживается других взглядов. А теперь рассмотрите его точку зрения как можно детальнее: расспросите его об этом или хорошенько изучите вопрос. Напишите список аргументов обеих сторон.
Подробнее о том, как перейти границы своих убеждений и научиться видеть мир со всех сторон читайте в книге «Лиминальное мышление».