Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Матрица личности: как найти свои сильные и слабые стороны?
4 июля 2017 59 556 просмотров

Ленивый Гуру
Ленивый Гуру

Мы не знаем себя. Это факт. Слепых пятен в нашем восприятии — много. И обычно эти самые «пятна» и становятся причинами проблем, которые мы потом решаем.

Вот, к пример, история про руководителя, который ненавидел плохие новости. Когда ему их сообщали, он закрывал окошко мессенджера — как раньше убивали гонца, который приносил дурную весть. Естественно, делиться с ним новостями постепенно перестали. Угадаете, как он описал свою проблему? «Мне кажется, я знаю далеко не всё, что на самом деле происходит у меня в компании. Работники перестали держать меня в курсе происходящего и скрывают от меня информацию».

Он не осознавал — по крайней мере вначале, — что сам своим поведением и создавал проблему, которую теперь хотел решить. Ему мешало большое слепое пятно. Брешь в восприятии.

Что делать, чтобы эти пятна обнаружить? Посмотреть в окно →

Метод «Окно Джохари» разработали два психолога, которых звали (представьте себе!) Джо и Харри, чтобы понять себя.

Вы можете себе представить это окно как здание, в котором есть четыре комнаты.

Первая комната открыта. Сюда относится то, что вы знаете о себе и окружающие о вас: например, ваша должность, цвет волос и т. д. Можно сказать, что это ваша публичная сторона.

Вторая комната — скрытая. Здесь находится то, что вы о себе знаете, а остальные — нет. Это могут быть чувства, о которых вы никому не рассказываете, или что-то еще, спрятанное от окружающих. Это ваша частная сторона.

В третьей комнате находится неизвестное: то, что о себе не знаете ни вы, ни другие. У вас могут быть чувства или способности, о которых вы не в курсе. Это ваша неизвестная сторона.

Последняя комната — ваше слепое пятно. Здесь находится то, что вы о себе не знаете, но видят другие. Может, окружающие считают вас нахалом и не говорят вам об этом. Это ваша публичная сторона, неизвестная вам.

Слепые пятна снижают нашу продуктивность. Разумеется, они работают в обе стороны. Например, у людей могут быть убеждения, которые мешают им увидеть в вас какие-то качества.

Проще простого увидеть проблему и отсутствие логики у других, но очень сложно найти их в своих действиях.

Слепое пятно — это вы

Поэтому если у вас есть трудноразрешимая насущная проблема, которая то и дело дает о себе знать, начните с признания собственной необъективности. Если вы действительно стараетесь устранить проблему, значит, она для вас важна и как-то мешает вам. И тогда, вероятно, вы — ее часть (а вовсе не сторонний наблюдатель).

Но при этом вы даже можете не знать, как именно вы с ней связаны. Чаще всего так и бывает: мы пытаемся решить проблему, будто глядя на нее со стороны. Когда человек говорит о проблемах, он часто показывает пальцем на других, исключая себя из ситуации. Он постоянно повторяет слово «их», потому что «они» и кажутся ему проблемой. Но в большинстве случаев «они» — не единственная причина.

Проблемы, которые долго не решаются, относятся к системным. И если вы часть этой системы, то неизбежно и часть проблемы тоже.

Самое большое слепое пятно — вы сами. Если вы не хотите обратить внимание на то, какой вклад в ситуацию вносите лично вы и насколько возникновение проблемы зависит от вас, у вас никогда не будет четкого представления о ней. Ваше понимание ситуации будет искаженным, как и ваши убеждения.

Упражнение «окно Джохари»

Распечатайте несколько копий таблицы ниже, где перечислены черты характера. Раздайте эти списки людям, которым вы доверяете. Пройдитесь по списку и отметьте все черты, которые, по вашему мнению, есть у вас. И пусть то же сделают ваши друзья (отметят ваши черты, а не свои). А затем сравните списки. Списки черт можно выбрать свои, эта таблица — для ориентира и примера.

Черты, которые вы отметили, а они нет, — скрытые. Открытые будут и в вашем списке, и в списках ваших знакомых. Те черты, которые они отметили, а вы нет, — ваши слепые пятна. Черты, которые не отметил никто, — неизвестные, но могут когда-нибудь появиться. Нарисуйте большое «окно Джохари» и запишите все черты характера в соответствующие его части.

И что вы обо всем этом думаете?

По материалам книги «Лиминальное мышление»

Обложка поста — от нашего читателя

 

Похожие статьи