Писательский блок — это проклятие журналистов, копирайтеров, редакторов и писателей. Каждый автор испытывал муки литературного бессилия, когда в голове отказывались складываться строчки. Журналист и писатель Николай Кононов в своей книге «Автор, ножницы, бумага» признаётся, что вообще не любит писать. «Нет ничего хуже многочасового высиживания вдохновения, то есть прокрастинации, веб-серфинга, переключения на другие дела и финального разочарования от куцых трех абзацев».
Писать трудно. Это требует сосредоточения и настроя. Как только мы садимся за клавиатуру, начинаются проблемы. Внутренний голос шепчет: «Я должен писать гениально или никак». Голова забита тревожными мыслями и фобиями. А всё потому, что мозг нужно тренировать.
Подготовка к письму
Исключите внешние источники прокрастинации: отключите интернет, радио, уберите журнал или книгу. Не лезьте в социальные сети! Заприте дверь и пишите.
Тренировка 1: «Пишите как думаете»
После того как вы проделали подготовительную работу над статьёй и собрали гору фактов, вам нужно забыть об этом. Представьте, что вы судья, и в ваших руках молоток. Вы взлетели над историей, беспристрастно оценили её и поняли, о чём она на самом деле.
Теперь нужно дать мозгу совершить простую работу: отобрать самое интересное по каждому пункту плана и записать это в тех выражениях, которые пришли вам на ум. Без купюр и олитературивания. Пишите как думаете. Не останавливайте «поток сознания». Пусть текст сначала покажется вам некрасивым, «непричёсанным»: не страшно.
Он заживёт своей жизнью, и его останется лишь отредактировать.
Тренировка 2: «Рассказывайте вслух»
Все мы рассказываем истории по-своему. Соединяем слова, образы смыслы, вырабатываем свой стиль или, другими словами, нарратив. Самый верный способ нащупать нарратив — рассказывать вслух. Возьмите лучшего друга или родственника, включите диктофон и начните пересказывать сюжет вашей статьи, книги или речь для аудитории слушателей. Удачные куски вставьте в текст. Чтобы не тратить время, установите программу для распознавания речи (например, Real Speaker).
Идея этого способа проста: научиться рассуждать по-своему, без использования штампов и канцеляризмов, которые обычно лезут в голову. Со временем вы научитесь формулировать оригинально — всегда, а не раз в день.
Тренировка 3: «Слушайте голос в вашей голове»
Звучит нелепо, но это так. Если вы слишком быстро говорите и медленно пишете, идеальный вариант — записывать за голосом, который звучит в голове.
Да, сначала вам покажется, что автор похож на безумца, которому внутренний голос отдаёт приказы. Но после постоянных тренировок этот голос начинает работать на вас. Вы научитесь ярко формулировать текст для выступления на публике, общения с бюрократами и для решения других жизненных проблем.
Тренировка 4: «Установите лимит»
Секрет этого способа заключается в том, чтобы заранее определить, сколько тысяч знаков вам нужно написать сегодня. И начать писать сколько угодно скучно, но следуя подробному плану. Без литературной обработки. Через силу. Удивительно, но это занятие само по себе подводит электроды к мозгу: через какое-то время он заискрит. Главное — перетерпеть.
Николай Кононов рассказывает о том, как однажды он готовился выступать на конференции Media Makers и наговорил сначала такой текст, который был понятен только ему. И это нормально: такая «рыба» (заготовка) упрощает работу. Николай превратил простой текст в логичный план с примерами и отсылками к презентации.
Другие привычные способы — пойти погулять, подумать или перенести написание статьи на вечер — дорога в никуда. Хотя вы можете побегать перед тем, как сядете за стол: физическая активность стимулирует мышление. Но самое важное средство в борьбе с прокрастинацией и писательскими блоками — ваш мозг. Он лучший редактор и генератор текста. Вы вовсе не обязаны хотеть писать текст каждый день. Но если вы научитесь настраивать себя на работу, вы будет писать каждый день.
По материалам книги «Автор, ножницы, бумага»
Картинка: Источник