Мы собрали советы из наших лучших книг по писательскому мастерству для всех, кто хочет научиться писать еще лучше! Читайте, практикуйтесь, совершенствуйте свой навык.
Пишите по плану
Даже журналисты со стажем составляют план заметки хотя бы в голове. Некоторым не приходит в голову задуматься, делать его или нет, — настолько естественным кажется, что «да». Если расспросить такого автора, как он будет писать текст, он скажет примерно следующее: «Я начну вот с этого, потом приведу мнение всех участников, слова экспертов рынка и конкурентов и в итоге выйду на подтверждение моей мысли о том, что…»
Припомните, при каких обстоятельствах приходится сидеть перед пустым монитором. Некоторые пишут первую строку, стирают и сочиняют, и так снова и снова. Так бывает, когда информации нет или мало или… когда ее слишком много и автор не знает, чему отдать предпочтение. План помогает в любом случае.
Начинайте с экспозиции
План и текст начинаются с экспозиции. Это сцена, призванная заинтриговать читателя резким, оригинальным действием. Не стоит сразу сдавать козыри: лучше придержать самый поразительный эпизод, а начать немного издалека, в первых предложениях немного сбить читателя с толку, но заинтересовать (даже в статьях иногда можно предъявлять главного героя не сразу). Первое предложение должно быть как нокаутирующий удар, после которого читатель войдет в транс и последует за вами. Нобелевскому лауреату Ивану Бунину приписывают такие слова: в тексте главное зачин и финал — они должны быть отточенными, блестящими, — а в середину можно напихать что угодно. Бунин вряд ли мог такое произнести, но резон в этих словах есть.
Не используйте «мусор»
Любопытная закономерность: чем меньше во фразе «необязательных» слов, тем больше в этой фразе энергии. Любую статью стоит проверять на «лишние» слова. Сокращайте текст настолько, насколько это возможно.
Сравните: «Если зубы здоровы, то целоваться приятно!» и «Зубы здоровы — целоваться приятно!» Сравните: «Чистые зубы — это хорошо!» и «Чистые зубы? Хорошо!» Что вам больше нравится?
Избегайте стандартизированных описаний
Следует избегать стандартизированных описаний, хотя в некоторых случаях они полезны. Наиболее прогрессивные издания, известные медиабренды, во второй половине ХХ века выработали негласный стайлгайд (руководство по стилю), как описывать людей. В Россию этот стиль прорвался только к «нулевым» и не прижился. Он напоминает полицейские сводки. Имя, фамилия, цвет волос, рост, предметы одежды или манера одеваться.
Понятно, отчего этот метод был изобретен: газетчики и редакторы новостных лент ежедневно сдавали материалы, спешили, торопились добыть и проверить информацию; отвлекаться на стилистику им было некогда. Клише убивало двух зайцев: развязывало руки автору и при этом сообщало о герое сведения, достаточные, что- бы в воображении читателя соткался его образ, пусть и примерный. Но всякая стандартизация надоедает, превращается в штамп. Поэтому по возможности лучше каждый раз придумывать, как описывать героя оригинально.
Представьте свои писательские блоки в виде спагетти
Писательский блок — не монолит. Это гигантский клубок спагетти с десятками «нитей», каждая из которых олицетворяет определенную помеху или сопротивление. Составьте список всех нитей в клубке, то есть всех страхов, беспокойств, нехватки ресурсов и других препятствий для продуктивности:
- Я не уверен в правильности темы, выбранной для моего произведения.
- Не уверен, что у меня есть способности писателя.
- Не уверен, что смогу закончить.
- Не уверен, что людям понравится моя книга или что она будет продаваться.
- Отвлекаюсь на телевизор и Интернет.
- Нет времени.
Иллюстрация из книги «Писать легко».
Распутать клубок гораздо легче, чем взобраться на монолит или стесать его с боков. Главное для вас — различить нити, чтобы начать распутывать их.
Чем больше вы распутываете его, тем легче поддаются оставшиеся нити. Начать можно с самого податливого участка. Описывая проблему, вы нередко находите способ ее решить. Применяя этот метод, вы сможете прояснить даже тот кусок текста, который казался безнадежным.
«Авторлет»
Главная ошибка малопродуктивных писателей — стремление к строгой последовательности, например: «Я должен закончить первый раздел, прежде чем перейти ко второму, затем к третьему и так далее». Продуктивные писатели, наоборот, видят свой проект в целом и приступают к той его части, над которой им хочется поработать.
«Авторлет» — воображаемый вертолет, который может перенести вас в любую часть проекта. Как только вы чувствуете, что максимально проработали отдельный кусок текста, садитесь в «авторлет» и летите к другой части проекта, которая кажется привлекательной. Пишите ее, пока не выдохнетесь, а затем — снова на борт и в путь.
Продуктивные писатели воспринимают свою работу как пейзаж и развлекаются, используя «авторлет».
Иллюстрация из книги «Писать легко»
Пишите где угодно
У вас пятнадцать минут между встречами? Не задумываясь, вы достаете ноутбук или блокнот. Намечается тридцатиминутная поездка в электричке? Раньше вы читали или слушали музыку, но теперь эти занятия не так привлекательны. Для чего заниматься делами, которые лишь отвлекают, когда можно писать? Когда вы используете там пятнадцать минут, здесь тридцать минут — количество написанных страниц растет как на дрожжах.
Пишите чаще и вскоре настанет момент, когда вы сможете просто сесть и почти без усилий выдать добротный, а порою и восхитительный текст. Это называется мастерством, и это прекрасно. Помните: вы понемногу прибавляете в мастерстве каждый раз, когда пишете.
Не старайтесь продавать
Реклама больше не продает. Не старайтесь продавать что-либо в текстах. Продавать, то есть вызывать приятные впечатления от бренда или ощущение, что товар или услуга под этим брендом решит ваши проблемы, должны сами истории. Создавайте вау-эффект как автор, а не как копирайтер. Для этого надо писать любопытные, захватывающие, полезные и важные статьи. Забудьте про пэкшоты и подобные приемы.
Помните про смысл
Помощь людям в поисках новых способов решения общих для них проблем может привлечь к вам немало постоянных читателей. Зачастую потребность в решении насущных вопросов — причина № 1, по которой люди ищут информацию в интернете. Задача копирайтера, журналиста, контент-маркетолога — любого, кто имеет дело с живым текстом, — понять, что тревожит людей. А самое важное, что им можно предложить, чтобы снять беспокойство.
Маркетолог Рошан Хан говорит: «Хороший контент обращается и к уму, и к сердцу читателя. Он воодушевляет и заставляет мыслить, дает информацию и дарит вдохновение. Хороший контент может спровоцировать вас на то, чтобы сделать открытие».
По материалам книг: «Автор, ножницы, бумага», «Писать профессионально», «Пишем убедительно», «Писать легко»
Фото обложки