Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
100 способов изменить жизнь
58 из 100: Игры разума, 5 ловушек мышления и почему людьми так легко манипулировать
28 июля 2016 26 813 просмотров

Лариса Парфентьева
Лариса Парфентьева

Если бы я не стала писателем, то занялась бы нейробиологией. Меня дико заводит устройство мозга и чем больше я читаю книг по нейробиологии, тем больше убеждаюсь: мы на крючке. Зная, как функционирует мозг, можно управлять нами. Чем, собственно, успешно и занимается маркетинг, реклама, политики и многие другие.

В прошлом году у нас выходила книга «Не бери в голову» Криса Пэйли о том, как подсознание влияет на наши решения, и прошла незамеченной. А зря! В ней были собраны исследования, которые доказывали, что мозг вертит нами, как хочет. А еще — что нам можно заложить в голову любую мысль — как в фильме «Начало» — и вскоре эта мы поверим в эту мысль. Расскажу вам о нескольких ловушках мышления.

1. Если вы думаете, что останетесь в одиночестве, то, скорее всего, так оно и будет

Ученые решили выяснить, как перспектива одиночества влияет на желание людей помогать другим. Они провели эксперимент: собрали группу студентов и сказали им:”У нас есть точный тест, который позволит определить, насколько вы будете счастливы в личной жизни«.

Позже случайной половине студентов сообщили: «Тест показал, что вы будете несчастливы. Возможно, вы и женитесь/выйдите замуж, но с годами появится одиночество». А другой половине ученые сообщили:”У вас будет любимый партнер и стабильный брак«.

После этого теста психологи предложили тем же самым студентам позаботиться о людях. Им сказали, что собирают пожертвования на благотворительность и оставили ребят наедине с ящиком для сбора денег. Как вы думаете, что произошло? Те участники, которым пророчили любовь, дали почти в четыре раза больше денег.

В другом эксперименте студентам после тест на «любовь» предложили пройти тест на творчество. И в одни из моментов экспериментатор как будто случайно опрокидывал на пол стаканчик с карандашами. Две трети тех, кому предыдущий тест «предсказал» большую любовь, помогли собрать карандаши, а среди тех, кому пророчили одиночество, — собрать карандаши помог только один из шести.

Вывод: если вы настраиваете себя на одиночество, то и ведете себе так, что с вами не захочется строить длительных отношений.

2. Чем больше мы смотрим на вещи, тем больше они нам нравятся

Согласитесь, в детстве мы очень любим свои игрушки, мы в восторге от еды, которую готовит наша мама. «У детей практически нет выбора — что любить, но большинство из них кажутся вполне счастливыми. Однако выяснилось, что пристрастие большинства из нас к еде, приготовленной матерью, — это не везение и не странное проявление генетики. Постоянное употребление чего-либо заставляет нас любить это все больше и больше», — пишет Крис.

Одним из первых такой эксперимент провел психолог Роберт Зайонц. Он просил людей читать вслух список бессмысленных слов (например, «иктитаф», «диликли» и «чивадра»). Он говорил, что это — турецкие прилагательные. После этого он спрашивал участников, какие из этих слов значат что-то хорошее, а какие — что- то плохое.

К «хорошим» люди относили те слова, которые чаще встречались в списке. А к плохим — те, что реже встречались в списке. Ученые уверены: «Мы даже можем полюбить людей еще больше, если постоянно будем видеть их изображение (многие диктаторы хорошо понимали этот феномен)».

Я помню, как один мой знакомый пришел голосовать во время общегородских выборов. Он никогда не интересовался политикой, но выбрал того человека, лицо которого чаще других мелькало на билбордах. Так что именно поэтому у молодых и, возможно, дельных кандидатов так мало шансов: они просто не примелькались нашему мозгу.

3. Мы делаем то, что делают другие

Вот один из моих любимых примеров. В Аризоне есть национальный парк — знаменитый «Окаменелый лес». Многие годы минералы откладывали органические материалы в древесине, и лес буквально превратился в камень.

Конечно же, многие посетители захотели отломить себе кусочек камня и унести домой. В год туристы уносили 14 тонн ископаемого леса! Ученые совместно с администрацией парка выбрали три зоны и решили провести эксперимент. В одной зоне не было никаких табличек. В другой был знак — «Пожалуйста, не выносите окаменелую древесину из парка». А в третьей зоне был знак с таким текстом: «Многие посетители унесли куски окаменелой древесины из парка, изменив естественную природу „Окаменелого леса“», плакат дополнялся фотографиями трех туристов, собирающих сувениры«.

Как вы думаете, какие были результаты? В первой зоне без табличек было украдено 3% камней. Во второй зоне — меньше 2%. А в третьей зоне, в которой людям сообщили буквально следующее «В нашему лесу многие воруют камни», процент воровства был 8%!

Так что когда нам сообщают, например, о том, что «9 000 женщин делают аборты. Не делайте их!», — эта рекламная кампания будет иметь обратный эффект.

Люди всегда подсознательно делают то, что, как им кажется, делают другие. Как мне сказал один маркетолог: «Самый легкий способ заставить что-то купить человека — это сказать ему «Эта штука уже есть у всех!».

4. Если вы помните о чем-то, это не значит, что это происходило на самом деле

Знаете, часто случаются такие ситуации, когда группа людей не может что-то вспомнить, и вдруг один из них заявляет: «Я вот точно помню, что было именно так!». Нам кажется, что наша память — это хранилище правды. Но так ли это?

Можно ли верить человеческой памяти?

Элизабет Лофтус — когнитивный психолог, эксперт по вопросам человеческой памяти, наиболее известная своими работами по эффекту дезинформации — провела эксперимент, который показал, как опасно доверять только своей памяти.

Суть была простая: ученые показали добровольцам ролик с дорожной аварией.

Одну группу участников спросили: «Как быстро двигались автомобили, когда разбились вдребезги друг о друга?»

Другим они задали тот же вопрос, только использовали слова «врезались», «стукнулись», «соприкоснулись» или «ударились». Участники, которые слышали вопрос с глаголом «разбились», отметили более высокую скорость.

Неделей позже экспериментаторы снова встретились с добровольцами и задали им новые вопросы о той самой аварии. Например: «Были ли во время аварии разбитые стекла?». Те волонтеры, у которых ранее спрашивали о скорости движения автомобилей, используя глагол «разбились» друг о друга, ошибочно вспоминали о разбитых стеклах после аварии в два раза чаще.

Вы только подумайте: всего одно слово так сильно изменило восприятие людей.

Крис Пейли ссылается и на другие интересные и местами спорные эксперименты ученых. Например, в одном эксперименте участников «вспомнили», что грабители несли отвертку, которой на самом деле не существовало. Еще были эксперименты, когда людям в буквально смысле «внедряли» в голову детские воспоминания и события, которых никогда не происходило, включая потерю родителей в супермаркете, полет на воздушном шаре и даже встречу с кроликом Багсом Банни в Диснейленде.

Так что вывод простой: наше восприятие прошлого, наша память зависит от многих факторов и, скорее всего, вы помните сильно искаженный вариант действительности.

5. Сила воли постепенно «истощается»

Как ни странно, но у нас ограниченное количество «силы воли» в организме. Чем больше волевых актов в течение дня мы совершаем, тем сложнее к вечеру нам противостоять искушениям или решать сложные задачи.

Например, ученые провели эксперимент: они попросили некоторых участников в течение шести минут не думать о белом медведе. Это сложно — попробуйте сами. Чем сильнее вы стараетесь не думать, тем больше думаете. После того, как прошло шесть минут, исследователи предложили добровольцам разгадать несколько анаграмм.

«Это было по-настоящему тяжелым испытанием: экспериментаторы намеренно предложили невыполнимое задание: выносливость людей, которые отважно пытались контролировать свои мысли, должна была ослабеть, и они должны были быстрее отказаться от невыполнимого задания с анаграммами, чем те, кому перед заданием было позволено думать о чем угодно. Именно этот эффект и обнаружили исследователи. Интересно, что процесс выбора истощает те же ментальные мускулы, что и упражнения по самоконтролю», — пишет Крис.

Похожие выводы были и в экспериментах, когда добровольцам предлагали выбрать марку шампуня, футболку и носки. После того, как нужно было принимать решение, что купить, «сила воли» у них ослабевала, и им было труднее держать руки в холодной воде длительное время (чем тем, кому ничего не приходилось выбирать).

Именно поэтому в супермаркетах выкладывают шоколадки, жвачки и чипсы около касс. После того, как мы ходим по магазину и постоянно принимаем решение, наш запас силы воли истощается. И мы не может противостоять соблазнам.

В общем, понаблюдайте за собой и вы поймете, что ваш выбор зависит от многих факторов и в большинстве случаев ваши решения, которые кажутся взвешенными, абсолютно спонтанны и необъяснимы.

И напоследок, как пишет Крис: «Лучший способ мышления — это не думать». Подумайте об этом -)

Книга «100 способов изменить жизнь» уже в продаже.

#100способовизменитьжизнь

Похожие статьи