Когда мы занимаемся нетворкингом, мы создаем себе окружение из таких же, как мы сами. «Люди неосознанно сбиваются в банды, стараются держаться таких же, как они. Выпускники мировых бизнес-школ легко находят друг с другом общий язык. Гики предпочитают общаться с гиками. Толстяки дружат с толстяками. С точки зрения психологии все это легко объяснимо. Но это очень сильно сужает круг их возможностей», — уверен лектор бизнес-школы «Сколково» и автор книги «Следующий уровень» Александр Кравцов. Что с этим делать и почему так происходит? Ответы ниже.
В 2002 году профессора Колумбийского университета поставили опыт над преуспевающими топ-менеджерами, которые обучались у них по программе Executive MBA.
Они организовали деловую вечеринку, на которой люди могли завязать знакомства и установить новые полезные контакты. Мероприятие мало чем отличалось от обычной бизнес-тусовки — за одним исключением. Каждый приглашенный носил электронное устройство, которое фиксировало, с кем они разговаривают и как долго.
Когда экспериментаторы проанализировали собранные данные, выяснилось, что подавляющее большинство менеджеров держались с теми, кто был похож на них. То есть с теми, кто обладал как равными возможностями, так и похожим функционалом.
Вместо того чтобы налаживать отношения с теми, кто был бы более полезен как соратник благодаря обладанию другими компетенциями, все держались своих — инвестбанкиры проводили время с инвестбанкирами, а маркетологи с маркетологами.
Кажется, самым успешным нетворкером на том мероприятии стал бармен. Во всяком случае, только ему удалось пообщаться с людьми, которые превосходили его своими возможностями и обладали разнообразными компетенциями.
Люди неосознанно сбиваются в банды, стараются держаться таких же, как они. Выпускники мировых бизнес-школ легко находят друг с другом общий язык. Гики предпочитают общаться с гиками. Толстяки дружат с толстяками.
С точки зрения психологии все это легко объяснимо. Однако проблема в том, что возможности людей с похожим бэкграундом тоже похожи. Два человека, которые шли ноздря в ноздрю, строя карьеру, скорее всего, знают одних и тех же людей, обладают похожими компетенциями и — главное — видят реальность примерно одинаково.
Это и помогает им с легкостью находить общий язык. Но сужает круг их возможностей. Ведь с каждым годом наш мир становится все сложнее. Чтобы оставаться конкурентоспособными, люди вынуждены все сильнее специализироваться. Однако в то же время многие процессы становятся кросс-дисциплинарными и требуют знаний из разных областей. Вы не можете получить их самостоятельно — но можете получить новую экспертизу от своих соратников.
Диверсификация нетворка
Процитирую профессора Келлогской школы менеджмента и содиректора Северо-Западного института комплексных систем Брайана Уззи: «Хорошо диверсифицированные связи могут дать вам более полное, креативное и непредвзятое видение… А если ваши визави думают так же, как вы, кто будет оспаривать вашу картину мира и раздвигать ваши горизонты?»
Венчурные инвесторы, которые рискуют миллионами, вкладывая их в стартапы, казалось бы, должны прежде всего думать о том, смогут ли компании, в которые они инвестируют, оправдать их ожидания.
Но это в теории. На практике исследователи Гарвардского университета установили, что большинство венчурных инвесторов работают с людьми, похожими на себя. Белые работают с белыми. Выпускники Гарварда с выпускниками Гарварда. Выходцы из Google с выходцами из Google.
Два венчурных инвестора, закончивших один университет, имеют на 20% больше шансов стать партнерами по бизнесу. Однако сделки, проведенные партнерами, которые закончили одну школу, на 22% менее успешные.
Когда раса или национальность становится фактором в принятии решения (например, когда инвестор, представляющий национальное меньшинство, вкладывает в такого же, как он, стартапера), шансы на успех снижаются на 25%. Процитирую тут предпринимателя Вадима Дымова, основателя компании «Дымов» и сети магазинов «Республика»: «Я считаю важным в бизнесе иметь хорошего партнера. Это очень классно… Ты смотришь на него и думаешь: “Слава богу, я не такой”. Партнеры не должны быть обязательно положительными — такие классные парни, друзья. Наоборот, должен быть определенный дискомфорт. Вот у меня есть такое ощущение».
Многие люди концентрируют все свое внимание на количестве связей. Но это лишь один из параметров вашего нетворка, который стоит принимать во внимание. Неплохо бы думать и о его разнообразии. Я бы даже сказал, что диверсификация нетворка соратников важнее его формального объема, потому что именно она определяет его потенциал.
Нет особого смысла накапливать связи с одинаковыми людьми, которые мало чем отличаются от вас. И есть большой резон в том,чтобы ценить превыше всего тех соратников, которые знают и умеют что-то такое, чего не знаете и не умеете вы.
Учитесь налаживать отношения с людьми, которые непохожи на вас.
О том, как это сделать, читайте в книге «Следующий уровень»