Одна из величайших тайн человеческого мозга — сновидения. Ученые до сих пор пытаются разгадать ее и понять, как, зачем и благодаря чему мозг создает сны. Давно известно, что повреждение определенных областей мозга влияет на поведение. Оказалось, что и на сновидения тоже.
Андреа Рок, автор книги «Мозг во сне», рассказывает о научных взглядах на то, как мозг генерирует сновидения.
Что происходит ночью?
Будучи студентом-нейрофизиологом, Марк Солмс твердо решил продемонстрировать, каким именно образом какие области мозга участвуют в создании сновидений. Тогда он смог бы доказать правоту Фрейда, считавшего, что источником сновидений служит память человека от раннего детства до настоящих дней и что сновидения в символической форме отражают сильные чувства, управляющие нашей внутренней жизнью.
Молодой ученый начал поиски истины с классического нервно-анатомического расследования. Работая в отделении нейрохирургии сначала в больнице Йоханнесбурга, потом в Лондоне, Солмс получил возможность тщательно обследовать всех пациентов, у которых диагностировали поражения мозга (их еще называют очаговыми поражениями) независимо от того, чем они были вызваны — ударом, опухолью или травмой, как у его брата. Он допытывался у пациентов, в какой степени заболевание или травма изменили их сновидения и изменили ли.
Эти опросы немедленно принесли плоды: опрошенные с поражением теменной доли сказали, что вообще перестали видеть сны.
Темнота перед глазами
Солмс наблюдал еще один неожиданный пример. Он обнаружил отчеты об исчезновении сновидений у больных с поражением как правой, так и левой сторон сегмента, расположенного глубоко в середине лобной доли. У одного из пациентов такое поражение было вызвано ударом ножа в глаз — в результате ранения у негбыли повреждены обе стороны средней части мозга, у других была опухоль, которую называют глиома-бабочка из-за того, что она накрывает белое вещество словно крыльями.
Но у Солмса было всего девять таких пациентов, и он боялся, что для серьезных научных выводов этого недостаточно. Поражения этой хорошо защищенной области встречались нечасто, но, когда Солмс решил обратиться к медицинским отчетам за предыдущие десятилетия, он наткнулся на настоящую золотую жилу.
Удивительно, но у материалах для исследования позаботилась не природа, а хирурги.
Пролетая над гнездом кукушки
В 1950–1960-х годах одним из методов лечения шизофрении и других бредовых расстройств была модифицированная версия префронтальной лоботомии — хирургической процедуры, которой усмирили Макмерфи, героя романа Кена Кизи «Полет над гнездом кукушки». Хирурги обнаружили, что могли излечить пациентов от галлюцинаций, сделав разрез как раз в той области мозга, которая была повреждена у тех девяти пациентов Солмса, которые больше не видели снов.
Солмс обнаружил, что большинство прооперированных, а такие операции производились в течение многих лет, также говорили о том, что перестали видеть сны. И у тех, кто подвергался операции, и у девяти пациентов из отчетов, найденных Солмсом, наблюдались сходные изменения в поведении. Они становились вялыми, апатичными, их ничего не интересовало. Все сходилось.
Солмс предположил, что дофамин включает сновидения — потому что лекарства, которыми лечат шизофреников и которые глушат галлюцинации, действуют просто и понятно: они блокируют подачу дофамина в вентромедиальный отдел переднего мозга.
Система «я этого хочу»
Вентромедиальный отдел переднего мозга — область белого вещества, которую иногда еще называют поисковой системой. В ходе экспериментов над животными стало известно, что она работает на полную мощь, когда у животного появляется мотив в виде удовлетворения его первичных потребностей или в получении удовольствия: поиск пищи или преследование полового партнера.
Когда людей изучали с помощью медицинской визуализации, эта область мозга также вспыхивала, например у наркоманов, если им показывали слайды с изображением принадлежностей для наркоманских забав, или у курильщиков, отчаянно пытающихся отыскать сигарету. В общем, вентромедиальный отдел переднего мозга можно назвать системой «я этого хочу».
Солмс был убежден, что именно он — а не примитивный мозговой ствол, как считали другие ученые, — и является той важнейшей структурой, которая необходима для создания сновидений.
Работы Солмса оказали огромное влияние на понимание природы сновидений и подтолкнули других ученых к совершению любопытных открытий.
P.S. Если хотите раз в 2 недели получать самые интересные статьи из нашего блога, подписывайтесь на рассылку.
По материалам книги «Мозг во сне»