Этот пост для тех людей, кто хоть раз задавался такими вопросами: «Я хочу внести больше творчества в жизнь, но что именно делать?», «Я хочу писать, но о чем мне писать? Как выбрать направление?». «Мечтаю создать совершенно новый проект, но с чего начать?». «Я хочу рисовать, но что рисовать?». «У меня голове есть идея суперпуперноваторского проекта, но как понять, куда двигаться дальше?». Есть два типа начинаний: первые, в которых есть много вводных (например, «Хочу создать юридическую компанию») и план дальнейших действий понятен. Другие же начинания содержат минимальное количество вводных. Например, когда дело касается творчества, вводные могут выглядеть очень размыто: «Я хочу менять мир через тексты/музыку/картины/фильмы». Окей, гугл: а что делать дальше-то? То же самое происходит, если человек задумал создать какую-то новаторскую идею. Как и куда двигаться? В общем, вопрос простой: как с самого начала начертить тропу своего пути из точки А, где ты находишься сейчас, до точки B, где ты уже успешный и реализованный. И ответ очень простой: Никак. Но это не повод сидеть сложа руки. А теперь подробнее.
— История Google —
История появления Google мне напоминает сказку «Каша из топора»:) Вначале был только топор: Ларри Пейдж и Сергей Брин были сотрудниками Стэнфордской электронной библиотеки. И перед ними встала скромная задача: организовать библиотечный поиск в режиме онлайн. Просто библиотечный поиск. Вряд ли кто-то тогда думал, что из этого вырастет корпорация-гигант. Они испробовали много вариантов, а потом им пришла в голову отличная идея алгоритма поиска: нужно научиться определять индекс цитирования отдельного произведения путем подсчета количества источников, которые на него ссылались. Когда алгоритм доказал свою пригодность, Ларри и Сергей поставили вопрос более глобально: «А что если попытаться таким образом объединить всю информацию в мире?». Вот так, шаг за шагом и появился тот Google, который мы знаем.
Методом «мелких ставок» пользовался и Эдисон, который провел 10 000 экспериментов, пока не «открыл» лампу накаливания. Его известная цитата звучит так: «Я с успехом определил десять тысяч способов, которые никуда не годятся. Я не потерпел неудачу. Меня это не обескураживает, потому что каждая неудачная попытка, от которой я отказывался, стала еще одним шагом вперед». Примерно так же действует компания Amazon. Ее основатель и CEO Джефф Безос говорит о том, что стратегия Amazon по внедрению новых идей похожа на «прогулку по темным улицам». Как говорит сам Безос, большинство нововведений провалилось, «но время от времени ты выходишь на темную улицу и вдруг обнаруживаешь, что она превратилась в огромный, широкий проспект». Питер Симс в книге «Мелкие ставки» пишет о том, что великую идею нельзя выдумать, но можно открыть:«Самые успешные предприниматели и творцы не начинали с большой идеи, они находили ее в процессе работы».
— Концептуалисты и экспериментаторы —
Есть два типа инноваторов: концептуалисты и экспериментаторы. Концептуалисты (их мало) могут придумать классную идею сходу, а экспериментаторы (их большинство) просто «открывают» идею в процессе. И, кстати, «экспериментаторство» касается не только истории Google, Amazon и Эдисона. Почти все творческие люди доходили до своих произведений методом «мелких ставок». Питер Симс пишет: «Бетховен сочинял музыку, которая звучала, как и любая другая, но только до того момента, пока он не начал экспериментировать. Дошедшие до нас рукописи Бетховена испещрены пометками, исправлениями, изменениями и росчерками до такой степени, что в некоторых местах бумага прорвалась. Творческий поиск, в процессе которого он делал сотни мелких рискованных ставок, позволил открыть новую стилистику и форму композиции музыкальных произведений».
Я думаю, любой творческий человек, который достиг определенного результата, понимает, о чем идет речь. Например, я сейчас пишу книгу по мотивам рубрики «100 способов изменить жизнь», которую вы и читаете. Но сама книга «открылась» в процессе работы, а не была запланирована изначально. Для меня все началось с очень «маленькой ставки» — 1,5 года назад я завела группу «Вконтакте», куда решила скидывать всё мысли, которые меня вдохновляют. Потом стала писать маленькие заметки, потом большие заметки, потом появилась рубрика и, наконец, книга. Один клик «Вконтакте» привел к появлению книги, которая разлетится по книжным магазинам страны. Когда ко мне приходит человек, который говорит: «Я хочу начать писать. Что мне делать?», я всегда спрашиваю: «А о чем бы ты хотел сказать? Какие мысли и до кого донести? А теперь выбери любую форму и любую мысль, и пиши. Напиши поэму о стартапе, или детский роман, или стихи про радугу, детективное одностишие, эссе-размышление о космосе, заметку про женственность или мужественность или плутовской роман о курсе доллара. Напиши и отметь для себя, понравилось или нет? Случился экстаз от творчества или нет? Если нет, то пробуй новое. Если ДА, то углубляйся в это направление». Все инноваторы-экспериментаторы работают именно так. Но готов действовать и экспериментировать, как правило, один из ста. А все потому, что люди хотят иметь гарантии. Они хотят точно знать, что у них есть идея, которая гарантированно «выстрелит», прославит их или сделает известными. И ищут годами Ту Самую идею, от великолепия которой бы лопались тщеславные сердца их друзей. Но эта идея не нужна. Для начала нужен лишь «топор». А каша из него сварится в процессе. И вот несколько правил для тех, кто хочет действовать методом мелких ставок (спасибо Питеру Симсу): — Экспериментируйте. Учитесь на практике. Чем раньше вас постигнет неудача, тем быстрее вы научитесь. Проводите эксперименты и изготавливайте прототипы, чтобы натолкнуться на новые идеи, идентифицировать стоящие перед вами проблемы и творчески решить их, так же как делал Бетховен в поиске новых музыкальных стилей и форм; — Играйте. Атмосфера игры, возможность импровизировать и шутить подавляют комплексы, что особенно важно, когда мы ждем появления новых идей и не хотим, чтобы они были загублены на корню; — Высвободите время, выйдите из дома, займитесь поиском свежих идей, стараясь глубже проникнуть в суть вещей и лучше понять человеческую мотивацию и желания; — Приникайте в суть. Используйте способность проникать в суть вещей для того, чтобы выявить круг проблем и потребности прежде, чем начать их решать. Именно так поступили основатели Google, когда поняли, что использование их алгоритма поиска, разработанного для архива библиотеки, позволит решать гораздо более глобальные задачи; — Повторяйте, улучшайте и постоянно тестируйте каждый этап по мере проникновения в суть процесса или при получении новой информации».
upd: Книга «100 способов изменить жизнь» уже в продаже! В ней — еще больше мотивации и вдохновения. Под обложкой — новые неопубликованные «способы», концентрат из 1000 книг по саморазвитию и десятки реальных историй. Мечтай. Делай. Меняйся.