Все мы сталкивались с негодяем, который стремился испортить настроение окружающим. Это мог быть недовольный пассажир автобуса, озлобленный на весь мир коллега или недружелюбный парень в очереди. Профессор Стэнфорда Роберт Саттон изучил поведение мерзавцев и описал принципы взаимодействия с подлецами в книге с говорящим названием «Не работайте с м*даками».
Ущерб от самодуров
Как вы считаете, какой вред коллеги-подлецы наносят своему окружению и компании в целом? Статистика говорит о весьма внушительном уроне.
Только представьте, 25% жертв издевательств и 20% очевидцев травли увольняются (средний показатель агрессивного поведения в Великобритании составляет 15%). Ученые подсчитали: в организации, состоящей из 1000 сотрудников, увольнение четверти жертв издевательств (при стоимости замены 20 000 долларов) выльется в 750 000 долларов годовых убытков. А если учесть, что на каждый «объект» травли приходится два свидетеля и 20% из них уходят, то добавляются еще 1,2 миллиона долларов. Таким образом, суммарные затраты на текучесть персонала равны скромным 2 миллионам долларов в год.
Финансовый и моральный ущерб говорят о том, что каждый должен выйти на тропу войны с подлецами.
Введите правило «не работайте с негодяями»
Все организации нуждаются в правиле «не работайте с подлецами», поскольку зловредные люди причиняют огромный ущерб своим жертвам, свидетелям, страдающим от побочных эффектов инцидентов, продуктивности работы организации и, наконец, самим себе.
Это же правило необходимо включить в корпоративную политику найма и увольнения. К сожалению, некоторым компаниям тяжело противостоять соблазну нанять мерзавцев, способных принести им большие деньги. Еще сложнее руководителям заставить себя выгнать зловредных козлов, уже приносящих большие деньги. Однако в перспективе такой подход выйдет разрушительным. В вашем коллективе не должно быть место подлецам.
Если вы серьезно относитесь к правилу «не работайте с мерзавцами, то вам также стоит его применить к клиентам, потребителям, партнерам, стажерам — ко всем, с кем вы сталкиваетесь на работе. Ваши работники не заслуживают унижения, а покупатели платят деньги не за то, чтобы выслушивать или наблюдать агрессивных хамов. И если постоянную недоброжелательность и отвратительное поведение любой из сторон контакта не остановить, то они сформируют культуру презрения, заражающую любого, кого она коснется.
Ну а если вышло так, что в вашем компании завелись негодяи, то вам необходимо сразу же от них избавляться. Иначе вы рискуете вновь заразить свою компанию «вирусом подлости».
Предупреждение: не торопитесь клеймить людей
Перед тем, как называть человека подлецом, вы должны убедиться в том, что это не поверхностное мнение. Не поддавайтесь соблазну вешать ярлык на каждого, кто вас раздражает или переживает сложный момент.
Не торопитесь называть людей мерзавцами только потому, что они имеют неприветливую, угрюмую внешность. Многие неприятные внешне люди на самом деле обладают широкой душой, стоит только узнать их поближе. Когда человек редко улыбается, или редко смотрит в глаза, или, скажем, у него на лице постоянная ухмылка, наша естественная реакция — повесить на него ярлык козла. Однако этот ярлык может и не соответствовать его настоящей природе.
Лучший способ избавиться от негативного стереотипа — поработать вместе с предполагаемым подлецом над такой задачей, которая заставит вас успешно и уважительно сотрудничать ради хорошей цели.
Конечно, есть люди, с которыми метод не работает: чем больше вы их узнаёте, тем больше получаете доказательств, что это — типичные представители самодуров. Но лучше делать выводы, основываясь на точных фактах, а не на надуманных представлениях.
По материалам книги «Не работайте с м*даками».