Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Прочее
Что общего у Квазимодо и Гарри Поттера?
18 ноября 2014 6 323 просмотра

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

В литературе шрамы или физические отклонения у героя — это не просто следствие авторской прихоти. За дефектами во внешности персонажей зачастую скрывается глубокий смысл. Какой именно — знает Томас Фостер, автор книги «Искусство чтения»:

Знак отличия в сказках. Владимир Пропп, автор эпохального труда по теории фольклора «Морфология волшебной сказки», выделяет в похождениях сказочного героя около тридцати различных стадий. На одной из начальных герой оказывается помечен: он может быть ранен, приобрести шрам, охрометь (или от рождения иметь короткую ногу), но главное — он чем-то выделяется.

И не только в сказках. Как правило, в литературе физические отличия героя нужно воспринимать с символической точки зрения. Оно, прежде всего, обозначает, что один из героев не такой, как все остальные. И это богатейший материал для метафор.

Квазимодо — горбун. Ричард III — тоже (у Шекспира, а не в учебнике истории). Самое известное творение Мэри Шелли — чудовище Франкенштейна — собрано из фрагментов человеческих тел. А Грендель… одним словом, монстр. Все эти персонажи знамениты не только поступками, но и внешними приметами.

Внешность у них говорящая, причем в каждом случае говорит свое — и о персонаже, и о тех, кто его окружает. Душа и совесть Ричарда III так же искорежены, как спина. Но бывают и обратные случаи, например, горбун из «Собора Парижской Богоматери»: под внешним уродством скрывается душа необычайной красоты.

А из современного?  Вспомним роман Эрнеста Хемингуэя «И восходит солнце». В книге поднимается тема запустения и тщеты. Роман показывает общество, выхолощенное войной во всех смыслах — духовном, нравственном, интеллектуальном, да и чисто физическом. Джейк Барнс, газетный репортер и инвалид войны, ничего не говорит прямо о своей травме. Но ведь только по одной причине взрослый мужчина может разрыдаться, глядя на себя в зеркало…

Итак, что мы здесь имеем? Знак отличия? Безусловно: увечье делает Джейка непохожим на всех остальных мужчин в романе. Но в самую первую очередь немощь Джейка символизирует способность к творению, к порождению — как физическую, так и духовную, загубленную войной.

Когда умирают миллионы молодых мужчин, они уносят с собой в могилу не только нерожденных детей, но еще и огромный творческий, интеллектуальный, эстетический потенциал. Иными словами, война — это гибель культуры, по крайней мере, огромной ее части. И те, кто выжил, как герой Хэмингуэя, все равно вынесли из этого опыта страшные шрамы на теле и в душе.

Вернемся к Франкенштейну. Что символизирует уродство его творения? Давайте вспомним, как этот монстр появился на свет. Чудовище Виктора Франкенштейна не просто смонтировано из человеческих «запчастей», добытых на кладбище; нет, оно создано в определенной исторической ситуации. Только что началась промышленная революция, и перемены ставят под угрозу все, чем жили люди эпохи Просвещения; в то же время новые научные открытия и новая вера в науку (включая, конечно же, медицину и анатомию) до основания потрясают религиозные и философские устои английского общества начала XIX века.

Страшна сама идея чудовищного творения, а может быть, еще страшнее образ его создателя — ученого-колдуна, овладевшего темным, зловещим искусством. Помимо всего прочего жуткое детище Франкенштейна символизирует запретное знание, купленное слишком дорогой ценой, и плоды науки, лишенной этики. Чудовище — символ опасностей, которые поджидают человека, примерившего на себя роль Бога-творца. Конечно, подлинное чудовище в романе — создатель монстра Виктор Франкенштейн. Или, по крайней мере, какая-то его часть.

И каков вывод? Значит ли это, что увечье или шрам всегда что-то символизируют? Может, и нет. Возможно, иногда шрам — это просто шрам, а хромота или горб — следствие болезни. И все же физический недостаток привлекает внимание и отмечает персонажа, а потому часто служит штрихом к психологическому портрету или выражает некую авторскую мысль.

В конце концов, с героем легче работать, когда он в хорошей физической форме. А то наделишь его хромотой в главе 2, и он не сможет побежать за поездом в главе 24. Словом, если писатель пошел на всяческие осложнения — значит, это ему зачем-то нужно.

А вот теперь можете сесть и подумать о шраме Гарри Поттера -)

По материалам книги «Искусство чтения».

Рубрика
Прочее
Похожие статьи