Давно известно, что у людей, рожденных в разные исторические периоды, системы ценностей отличаются. Узнав, в какие годы человек вырос, вы многое поймете о его мировоззрении. По исследованиям социологов, сегодня в России живут представители шести поколений. Тимур Дергунов в своей книге «Формула менеджмента» рассказывает любопытные факты о каждом из них.
Величайшее поколение (1900–1923). На детство этих людей пришлись революции, Гражданская война, коллективизация, электрификация. Их отличают трудолюбие, ответственность, вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семье и семейным традициям, категоричность суждений. Если они о чем-то судят, то переубедить их очень сложно. Эти люди даже в преклонном возрасте, в 90 лет, готовы ходить по инстанциям, чтобы доказывать свою правду.
Молчаливое поколение (1923–1943). Ценности этих людей формировались до середины 50-х годов. Великая Отечественная война, сталинские репрессии, разрушение страны, потом ее восстановление; открытие антибиотиков.
Только в семье эти люди могут говорить на любые темы, обсуждать проблемы, потому что родные точно не предадут и не подведут. В остальных местах они будут контролировать себя. Отсюда и название поколения. То, что в это время были открыты антибиотики, внушило им безоговорочное уважение к врачам. Люди, принадлежащие к данному поколению, уважают законы, должности и статусы других людей, они очень законопослушны.
Поколение беби-бумеров (1943–1963). Победа в Великой Отечественной войне, советская «оттепель», покорение космоса, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. Наименование поколение получило из-за послевоенного всплеска рождаемости.
Они выросли в настоящей супердержаве. Они верили в свою страну так, как не верили ни до них, ни после них. Эти люди — оптимисты, командные, коллективные люди. Лучший спорт для них — это футбол, хоккей. Лучший отдых — туризм. В других людях они уважают любознательность. Сейчас представители этого поколения достаточно активны, ходят в фитнес-центры, бассейны, осваивают новые гаджеты и интернет, ездят по другим странам.
Поколение Х, или Неизвестное поколение (1963–1984). Закрытость страны, застой, холодная война, война в Афганистане, появление наркотиков, начало перестройки. Неудивительно, что патриотизм у представителей этого поколения выражен гораздо слабее, чем у предшественников. Семейные ценности в это время тоже пошатнулись, многие женщины стали заниматься бизнесом, стремиться к независимости.
«Иксов» приучали к ранней самостоятельности, они сами делали уроки, умели разогревать себе обеды, оставленные на плите, поэтому они делают выводы, основываясь на собственном опыте. Их ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.
Поколение Y, или поколение Миллениум, Next (1984–2000). На время их детства и взросления пришлись распад СССР, теракты, военные конфликты, бурное развитие коммуникаций, цифровых технологий, интернета, мобильных телефонов. Почти все представители поколения Y не приучены к самостоятельности, которая была присуща их родителям-«иксам» и дедушкам-«бумерам».
Они выросли уверенными в собственной ценности. В связи с тем, что внешняя среда вокруг них менялась очень быстро в период их взросления, у них появились такие черты, как желание получать немедленное вознаграждение за проделанную работу, неверие в отдаленную перспективу. Еще один важный аспект их жизни — глобализация, стирание границ и нивелирование национальных различий и традиций. Наступила эра публичности — все вышло в телевидение и интернет.
Поколение Z (c 2000). Про это поколение пока известно немного, так как ценности даже самых старших представителей поколения Z в процессе формирования. Какие глобальные события происходят сейчас, во время их взросления? Мировой финансовый кризис, укрупнение бизнеса, создание торговых сетей, повсеместное распространение различных средств связи. Неуклонно сокращается доля живого общения с людьми в пользу виртуального. Делайте выводы.
Наверняка вы встречались или еще встретитесь с представителями этих поколений. Постарайтесь понять, чем они живут, — и найти общий язык с ними станет намного легче.
По материалам книги «Формула менеджмента».
Фото Николая Косарева.