Большинство людей совершенно не знает себя. Все мы немного очарованы сами собой, веря, что мы — прекрасные созидатели, отличные администраторы, творческие личности и мастерски умеем строить отношения с другими. Мы не знаем, кто мы, и причиной этого может быть слишком позитивное или, наоборот, негативное отношение к самим себе.
Ицхак Адизес считает, что мы — это то, как мы поступаем в отношении других. Другими словами, мы — это наше поведение. Мы узнаём о том, что за человек перед нами, не по тому, что он заявляет о себе, а из наблюдений за тем, что и как он делает.
Такой экзистенциалистский, поведенческий подход предполагает, что для того, чтобы познать себя, мы должны поддерживать контакт с окружающим нас миром. Необходимо понять, как мы воздействуем на других. Для этого мы должны быть достаточно открыты, чтобы слышать и принимать мнение о себе других, даже если их точка зрения не соответствует нашим собственным представлениям и убеждениям о себе. Иначе мы не сможем преодолеть собственные иллюзии в отношении самих себя.
В книге «Как преодолеть кризисы менеджмента» Адизес рассказал любопытную историю:
Во время работы в Мексике я столкнулся с великолепным примером того, что пытаюсь объяснить сейчас. Я освоил старый кастильский испанский. На одной из лекций, пытаясь говорить на современном испанском, я сказал что-то, чего мои слушатели не поняли. Я попросил кого-нибудь, кто говорил по-английски, перевести, что же я сказал, чтобы понять, что так смутило аудиторию.
«Вы спросили, чувствуем ли мы вас», — был ответ. А хотел я спросить, слышно ли меня. Тут я понял нечто удивительное. Пятьсот лет назад испанский глагол sentir означал и «слышать», и «слушать», и «чувствовать». В современном языке oir значит «слышать», escuchar значит «слушать», а sentir значит «чувствовать». Сегодня человек может слушать, но не слышать, слышать и не чувствовать.
Чтобы познать себя, менеджер должен установить контакт с внешним миром, который менее подвержен цензуре, меньше контролируем и более прямолинеен в своих реакциях. Он должен чувствовать то, что слушает и слышит. Чтобы быть в контакте с собой, управленцу необходимо быть в контакте с другими.
По материалам книги Ицхака Адизеса «Как преодолеть кризисы менеджмента».
Книга уже есть на Озоне.