Руководители многих компаний, пытаются сначала выявить талантливых людей, а уже потом обеспечить их наставниками и снабдить ресурсами, чтобы полностью раскрыть потенциал. Несмотря на популярность такой модели, она страдает одним фатальным изъяном. Выявление таланта — неверная точка старта.
Адам Грант, автор книги «Брать или отдавать?», объясняет почему это так.
В 1985 году студентка Мари Аркур, пришла получать сертификат независимого бухгалтера. Она не умела хорошо сдавать стандартизированные экзамены, и первая попытка оказалась провальной.
Через несколько дней Мари получила письмо от своего педагога Си-Джей Скендера:
Ваш муж, ваши родственники и друзья любят вас, потому что вы чудесный человек, а вовсе не за то, что вы хорошо сдаете экзамены. Помните об этом. Сосредоточьтесь на грядущем ноябре. Обратите особое внимание на практику.
Я желаю вам самого наилучшего. Вы преодолеете это, Мари. На своих тестовых заданиях я пишу: “Главная цель уже достигнута вашей подготовкой к экзамену”. Не успех — мера достоинства человека, а труд, потраченный на подготовку успеха»
Он воодушевил свою бывшую студентку, заставил поверить в собственные силы. Она снова пошла на экзамен, сдала два раздела и оставила на следующий раз еще два. В 1987 году она получила сертификат независимого бухгалтера.
«Учитель повлиял на мою жизнь решающим образом, так как заставил меня поверить в то, что я правильно расставила приоритеты. Он все время направлял меня, не позволив мне сдаться, — рассказывает Мари. — Я знала, как много душевных сил он в меня вложил, и не собиралась его подводить».
Сегодня Мари — владелец дилерского центра компании Lexus. «Бухгалтерское образование сильно мне помогает, — говорит она. — Но Си-Джей научил меня не только этому; он отшлифовал мой характер, мою решимость. Его искренняя заинтересованность в том, чтобы я выдержала все, дала мне понять, что главное — упорство в достижении цели, а не успешная сдача экзамена».
В аудитории курса бухгалтерского учета Си-Джей создавал таланты воспитанием мотивации и стремления к соблюдению трудовой этики. Скендер поощрял Мари Аркури не потому, что та была от природы одаренной в этой области деятельности, а потому что видел, как упорно она работала во время учебного семестра.
Выступая в роли лидеров и наставников, дающие сопротивляются соблазну сначала разглядеть в человеке талант. Признавая, что мастером в своем деле может стать любой, они всегда ставят на первое место мотивацию.
Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и природный талант, но если у вас есть некоторое число кандидатов, превосходящих средний уровень, то именно твердость и упорство являются самыми надежными гарантами достижения конечного успеха.
По материалам книги Адама Гранта «Брать или отдавать?»
Книга есть в электронном и бумажном вариантах. Доступна в App Store.