Возможно, вы удивитесь, но первое, что нужно сделать при разработке своего бренда — исследовать знаки и логотипы конкурентов. Иван Васильев, автор книги «Практика создания товарных знаков», уверен — эту информацию очень полезно собрать и упорядочить, чтобы учесть существующие идеи при разработке своего фирменного стиля.
Это позволит сократить время на разработку и избежать недоразумений. Будет грустно, если по какому-то совпадению исполнитель сделает что-то похожее на рекламу конкурента.
Так получилось с компанией NBC:
Новый знак NBC с абстрактной буквой N появился в 1976 г. Стоимость его создания и внедрения оценивалась в $ 1 000 000. Но к этому моменту этим знаком уже на протяжении двух лет пользовалась компания Nebraska Educational Television (ETV), которая не замедлила подать в суд на NBC. Компании решили разногласия во внесудебном порядке, NBC передала истцу телевизионного оборудования на полмиллиона долларов и еще $ 50 000 деньгами. В 1980 г. NBC вернула своего знаменитого павлина.
Первых павлинов для NBC и букву N, послужившую поводом для судебных разбирательств, создал один и тот же дизайнер — Джон Грэм (John J. Graham).
NBC, с 1986 г.,
Chermayeff & Geismar.
Спустя некоторое время после разбирательств с ETV, NBC вернули на экраны обновленного павлина.
Иногда «похожесть» знаков неизбежна. Тысячи дизайнеров по всему миру ежедневно стараются придумать уникальные графические идеи для тысяч компаний. Все существовавшие ранее и имеющиеся сейчас знаки охватить просто невозможно, поэтому иногда случается, что знаки компаний из совсем разных отраслей оказываются очень похожими друг на друга:
В овалы обведены фамилии владельцев и основателей компаний — Генри Форда и Уиллиса Кэрриера. Дизайнеры украли друг у друга идею? Вряд ли. Этой идее пять тысяч лет (а может, и больше): древние египтяне обводили имена правителей в похожие овалы (картуши). В начале XX в. изучение Древнего Египта было очень популярно, и его культура нашла большой отклик в искусстве.
Исследование логотипов конкурентов не гарантирует, что никто не использовал придуманную вами идею раньше. Но оно поможет избежать явных промахов, как в случае с NBC и Nebraska Educational Television, когда идентичные работы появились не только в одной стране, не только практически в одно и то же время, но еще и в одной отрасли — телевещании. И даже в этой ситуации не факт, что дизайнер именно подсмотрел идею с буквой N. В то время такие работы были модными, как сейчас говорят — «трендовыми». Поэтому исследуйте доступную информацию и старайтесь делать свое, насколько это возможно.
Всё о создании товарных знаков в новой книге Ивана Васильева: