Один из принципов японского боевого искусства айкидо — силе не нужно противопоставлять силу. Если, например, в карате против мощного удара ставится мощный блок, то в айкидо можно уйти с линии атаки и, наоборот, немного подтолкнуть противника вперед. Воспользоваться его силой.
Дмитрий Чернышев, автор книги «Как люди думают», уверен, чтобы решить задачу, иногда достаточно воспользоваться какой-нибудь уже существующей в мире силой. И просто добавить к ней небольшую деталь. Такие решения работают лучше всего.
Попробую пояснить на примере. Как-то инженеры столкнулись с такой проблемой: при перевозке живой рыбы в закрытых наполненных водой трюмах она не двигалась и гибла от удушья. Сначала хотели решить проблему «силой»: устанавливали различные устройства для перемешивания, но рыба двигаться не хотела. А потом было найдено простое решение — в трюм запустили несколько хищных рыб.
Хорошим решением будет такое, в котором сила, с которой вы боретесь, начнет работать на вас. Итальянский художник Пьеро Мандзони задумал скульптуру, размером с планету Земля. Вы скажете, что это невозможно? Отнюдь. На создание скульптуры понадобилось чуть меньше 1 кубометра стали и бронзы.
Скульптура представляет собой постамент, причем надпись перевернута. Таким образом, если наклонить голову, чтобы прочитать название, будет казаться, что на этом небольшом кубе держится Земля. Это прекрасная иллюстрация принципа айкидо. Вся планета работает на этот памятник.
Еще один пример. Паоло Веронезе написал для монастыря Санти-Джованни-э-Паоло большое полотно «Тайная вечеря». На него поступил донос, и художник был вызван для объяснения на суд инквизиции.
Сохранилась стенограмма допроса: «Почему пьяные стражники одеты по современной моде Германии? Что означает шут, сидящий на картине? А зачем вы сделали его карликом? Откуда взялись негры? Почему у одного из персонажей идет кровь из носа — вы на что намекаете? Знаете ли вы, сколько человек присутствовало на Тайной вечере? Почему один из апостолов режет мясо, а другой ковыряется вилкой в зубах?»
Веронезе отвечал, что живописцы пользуются теми же вольностями, какие есть у поэтов и сумасшедших. Инквизиция настоятельно посоветовала художнику заменить собаку, сидящую по центру, на Марию Магдалину и вообще убрать все глупости и дала срок три месяца… Веронезе немного подумал и оставил все как было, просто сменив название картины на «Пир в доме Левия».
Из книги Дмитрия Чернышева «Как люди думают».
Встретиться с автором и узнать еще пару приемов мышления можно будет 9 июля в 19:00 в книжном магазине «Москва» на Воздвиженке. Приходите, будет интересно!
Книга есть в бумажном, электронном, и аудиоваринте.