Оригинал публикации в блоге Михаила Иванова.
Приход в Россию для Amazon — очень логичный шаг. Россия — большой рынок (по количеству пользователей — самый крупный в Европе. По объему интернет торговли — один из самых крупных) и на нем уже так или иначе работают глобальные конкуренты — Google, Apple и eBay.
Но не стоит думать, что Amazon будет заниматься физической дистрибуцией и будет конкурировать с Озоном или другими интернет-магазинами. Это более отдаленный вопрос. Amazon начнет свою экспансию с запуска Kindle. Именно так компания ведет себя в Бразилии.
Для этого Amazon должен будет договориться с ведущими игроками о продажах через Kindle. По играм и фильмам это будет сделать проще, поскольку есть опыт глобального партнерства с ключевыми игроками. А вот с книгами ситуация сложнее, поскольку здесь есть только локальные игроки.
Несмотря на наличие агрегатора контента (Литрес), российский рынок довольно фрагментирован. Многие издатели вообще не продают книги в электронном виде опасаясь пиратства.
На текущем этапе Amazon будет вынужден договариваться с Литресом и независимыми игроками (вроде нас) о дистрибуции контента, давая возможность издателям и авторам самостоятельно размещать свои произведения. В долгосрочной перспективе Amazon — угроза для Литреса. В краткосрочной — его клиент.
От прихода Amazon выиграют все — читатели, авторы, издатели и акционеры Amazon (и я среди них). Пирог легального цифрового контента в России станет больше, а не меньше.
Мы надеемся, что пример Amazon подтолкнет Apple поторопиться с открытием iBookStore.
Успех Amazon на российском рынке будет зависеть от того, кто возглавит это направление. В любом случае, на запуск им потребуется не меньше 9-12 месяцев.
На мой взгляд, места хватит всем. Amazon не сможет победить Озон и Литрес, как Google не победил Яндекс, а Facebook — вКонтакте. Но и покупать Озон Amazon не станет.