В конце мая–начале июня мы с Артемом Степановым посетили выставку Book Expo America, которая проходила в Лос-Анжелесе. Мы привезли много новых хороших книг и идей и хотим поделиться своими впечатлениями. Их так много, что мы разделили их на 3 поста. Ниже – первая серия.
Специфика выставки
Выставка в основном нацелена на продажи книг, а не прав. По размеру она в несколько раз меньше франкфуртской. Почти каждый год выставка переезжает из города в город. В следующем году будет в Нью-Йорке.
Была интересная семинарская программа и программа завтраков со знаменитыми авторами. Например, мы побывали на завтраке с легендой баскетбола Мэджиком Джонсоном (он написал книгу о том, как учитывать специфику национальных меньшинств в бизнесе), медиа-магнатом Тэдом Тернером и Алеком Болдуином, который недавно написал книгу о трудностях развода.
Из ярких выступлений, в первую очередь вспоминаются, речи Джефа Безоса, основателя и лидера Amazon.com, и Томаса Фридмана (автора знаменитого бестселлера The World is Flat).
Фридман, как оказалось, отлично владеет не только письменным языком, но и ораторским искусством. Он по-настоящему зажег аудиторию своей речью о ключевых тенденциях мировой экономики и их влиянии на жизнь в США. Осенью готовится к выходу его новая книга “Hot, Flat and Crowded”.
Джеф Безос дает интервью Крису Андерсону (главный редактор Wired, автор нашумевшей книги “Длинный хвост”)
Алек Болдуин рассказывает про свой развод с Ким Бессинджер.
Одна деталь, которая сразу бросилась в глаза: со стендов ничего не продают, но раздают бесплатно. Причем не какие-то залежалые книжки, а самые новые и хитовые. Часто можно было встретить посетителей с пакетами и сумками, доверху набитыми книгами. С этой точки зрения экономическая привлекательность выставки для рядовых читателей очевидна: стоимость билета на 1 день – $75, а книг можно унести и на $1000.
Тенденции на книжном рынке США
Интересные данные о рынке США представила Book Industry Study Group (многие презентации доступны на их сайте).
– Доля небольших издательств (оборот меньше $50 млн. в год) на рынке США составляет 30%, совокупный оборот $12 млрд.
– В сегменте небольших издательств уже 40% занимают self-publishers, еще 40% – независимые издательства.
– В общем книжный рынок США стагнирует. Спада нет в основном благодаря повышению цен. Растут в основном сегменты профессиональной и обучающей литературы.
– Сегмент профессиональной литературы (не учебники) быстрее всего двигается в сторону полной дигитализации. Продажи продолжают расти.
– Стандартизированные тесты (TOEFL, GMAT) продемонстрировали самый быстрый рост в 2007 году в основном за счет роста продаж ebooks.
– Университетские издания двигаются в сторону print-on-demand.
Книжные магазины США
– В основном представлены большие форматы сетевых магазинов, при этом есть много небольших магазинов в аэропортах и на вокзалах
– Большие отделы деловой литературы. Обычно, расположенные в хорошем месте
– Продажа как книг, так и дисков
– В каждом крупном магазине есть кофейня (обычно Starbucks)
– Часто можно увидеть книги с автографами, о чем есть специальная наклейка
– Большие отделы уцененных книг
– Отдельные полки для аудиокниг
– Очень агрессивная политика в плане скидок. Очень часто прямо при входе в магазин стоит тумба с новинками и хитами, на которые уже объявляется скидка 20-40% (!).
– У крупнейшей книжной сети Barnes&Noble есть своя программа лояльности. Карточка участника на год стоит всего $25, и при этом дает значительные скидки сразу в момент оформления. Мы сэкономили явно больше заплаченных $25.
– При этом покупателей в магазинах не очень много.
Аудиокниги
– В основном выпускают специализированные издательства. Объем рынка 10-15% от бумажных
– В аудиоформате выпущены практически все хиты. Часто они начитаны самими авторами с сокращением
– Были представлены книги на одноразовых плеерах. Т.е. в таком плеере можно слушать только одну записанную ранее книгу
– Формат MP3 занимает очень небольшую долю, поскольку люди предпочитают скачивать или слушать на CD
– Стоимость MP3 и CD в магазине практически не отличается даже при том, что соотношение записанных дисков может быть 1/10
Продолжение следует. В следующем посте про Kindle (мы, кстати, купили один), Sony Reader и электронную торговлю в целом.