Один из вопросов, на который периодически приходится отвечать каждому МИФовцу, звучит так: «Что надо сделать, чтобы МИФ издал мою книгу?». Для начала — написать ее или хотя бы подробно продумать идею и план. Если этот шаг вы уже прошли, рассказываем, что делать дальше.
Как подать заявку на издание книги?
На нашем сайте есть специальная страница «Авторам». Там — форма, которую нужно заполнить: расскажите о себе, опишите основную идею книги и ответьте на другие вопросы. К заявке нужно прикрепить рукопись (не забудьте в самой рукописи указать ваши контактные данные), синопсис, структуру книги и другие материалы по теме, которые сочтете необходимыми. Это сильно упростит работу команды, рассматривающей письма, и уменьшит для вас время ожидания ответа.
Заявка без материалов (прежде всего — без рукописи) имеет мало шансов на успех. И еще постарайтесь описать концепцию книги как можно подробнее. Мы должны с первого прочтения понять суть вашей задумки.
А если книга еще не до конца написана?
Это не проблема, если вы четко сформулируете свою идею и план текста. Даже если у вас готово лишь 10% — мы рассмотрим заявку. Но есть важный нюанс: нужна законченная смысловая часть, а лучше две. Например, две главы, которые отражают содержание книги. Не стоит присылать введение и заключение, благодарности — по этим фрагментам сложно понять, насколько хороша будет рукопись.
МИФ и смыслы. Как редакция отбирает книги и какие ценности скрыты под обложкой
Разумеется, если книга нам понравится, мы будем ждать финальный результат — а это увеличит время издательского цикла.
К кому попадает заявка и когда приходит ответ?
У нас есть команда шеф-редакторов, гуру книжного рынка. Они получают и рассматривают заявки. Предупредим, что процесс не быстрый: желающих издать свою книгу очень много. Только по взрослому направлению в год их приходит больше тысячи.
Если заявка нас заинтересовала, ответим в течение 2-3 недель. Как правило, из входящих рукописей, что мы получаем, книгами становятся менее 1%.
Как узнать, что заявка дошла до нужных людей?
Не переживайте: формы работают исправно, все заявки попадают в руки шефредов и просматриваются. Не стоит звонить в службу поддержки или искать знакомых в МИФе, чтобы выяснить судьбу рукописи, — на скорость принятия решения и само решение это не повлияет.
Каковы критерии отбора книг?
Мы ценим книги, в которых есть факты, а не размышления, подтвержденный опыт, а не предположения, глубоко и всесторонне исследованный вопрос и внушающие доверие источники. Нам нравится, когда автор поднимает важный вопрос с четко выраженной целью и полно раскрывает его, позволяя читателю погрузиться в свое исследование.
В основе книги может быть личный опыт, но автор должен быть признанным экспертом в вопросе. Например: если вы пишете про бизнес, то должны быть успешным бизнесменом либо квалифицированным специалистом — скажем, журналистом, который опирается на экспертные интервью, исследования, статистику, экономические модели. Это должен быть не один источник, переписанный другими словами, а оригинальный материал, опирающийся на богатую базу.
Книга Элины Эллис — отличный пример экспертной и увлекательной подачи материала
Для детских книг важный критерий — соответствие запросам аудитории. Авторы должны понимать потребности ребенка, его возрастные и психологические особенности. Наши авторы, как правило, либо имеют докторскую степень, либо обладают апробированными методическими разработками в области педагогики (либо и то, и другое).
В книгах для подростков важна практичность. Мы не издаем просто вдохновляющие книги, приоритет отдаем книгам с упражнениями, — чтобы полученную информацию можно было проработать. Даже в энциклопедиях мы следим за тем, чтобы кругозорная информация в конечном счете несла практическую пользу.
Вашей заявке придаст вес «социальный капитал»: это могут быть подписчики или фанаты, которые читают ваш блог на ту же тему, которой посвящена книга. Но если толпы фанатов у вас еще нет — не беда. В первую очередь мы все равно смотрим на книгу.
Какие темы сейчас востребованы?
Актуальные темы и направления вы можете увидеть, посмотрев наши книги. Если попытаться обобщить, во взрослом сегменте это любовь и отношения, здоровье, soft skills и эмоциональный интеллект.
В «детском» сегменте востребованы познавательные и художественные книги. Тут строго смотрим на текст, его качество, богатство языка и на то, насколько он соответствует возрасту читателя. Важны сюжет, его многослойность, проблематика и полезность.
Для портфеля подростковой литературы мы рассматриваем книжки, которые помогут школьникам определиться с желаниями и склонностями, найти любимое дело, быть востребованными, наметить цели и научиться их достигать. Это книги, которые обеспечивают новый подход к проблеме профориентации.
В прошлом году мы начали выпускать художественную литературу для взрослых. Мы ищем авторов, способных отразить актуальную российскую повестку, мысли и настроения жителей нашей страны. Нас могут заинтересовать все жанры, однако предпочтение отдаем реалистическим романам, в которых действие происходит в 2010-2020-х годах.
В направлении МИФ.Комиксы нам интересны художественные произведения на актуальные темы. Мы ищем как авторов, так и иллюстраторов — или тех, кто совмещает в себе обе роли. Здесь важно, чтобы произведение было законченным, — синопсисы комиксов не рассматриваются.
Какая заявка точно не имеет шансов, не стоит и отправлять?
На сегодняшний день мы не планируем издавать раскраски, активити, творческие блокноты, размышления на темы «Как быть креативным», мотивирующие книги и книги-челленджи.
Как написать книгу, чтобы ее не издали
Заявка не пройдет отбор, если контент и тема не соответствуют ценностям и смыслам МИФа, тема неактуальна и не нова, если вы рассматриваете издательство как типографию («у меня готово, мне только напечатать»). Нет шансов у заявок, которые не содержат полную информацию и не дают представление о том, что вы хотите нам предложить. Мы также не сотрудничаем с авторами, которые уже заключили договор с другим издательством и хотят перепродать нам права.
Что будет, если моя рукопись или идея понравится?
Если ваша заявка нам понравилась, она выносится на обсуждение в продуктовую команду. В него входят шеф-редактор направления, редакторы книг, арт-директор. Этот этап занимает около месяца. Если команда решает взять книгу в работу, с автором связывается редактор для обсуждения сроков и всех деталей.
Иногда перед тем как автор заключает с нами договор на издание книги, мы просим написать несколько статей в блоги МИФа. Так мы тестируем тему, видим, как аудитория на нее реагирует, что больше всего цепляет, а что проходит мимо.
У Анастасии Ивановой, автора «Как перестать учить иностранный язык и начать на нем жить», можно поучиться практичному подходу к изложению информации
Сколько времени занимает издание книги?
Полный издательский цикл — с момента заполнения заявки и до появления книги на прилавках — составляет не меньше 6-8 месяцев (для детских, подростковых книг, комиксов — не меньше года). Этот срок очень приблизительный, он сильно зависит от степени готовности рукописи и ее качества, необходимости дополнительных работ. С каждой книгой все индивидуально.
Если в книге должны быть иллюстрации, нужно ли самому их рисовать или искать художника?
Если вы хорошо рисуете, то можете проиллюстрировать книгу самостоятельно. Если нет — мы сами подберем художника в процессе работы над книгой.
Каковы финансовые условия сотрудничества?
Они обсуждаются в каждом случае индивидуально. Издательство выплачивает авторам роялти — процент с продаж. Но важно учитывать не только размер роялти, но и то, в каких форматах выйдет книга (бумажном, электронном или аудио), какова ее концепция, прогноз продаж и розничная цена. Условия сотрудничества обговариваются на старте и закрепляются в договоре. МИФ не берет с авторов деньги за публикацию книг.