Эмпатия — это способность понять и разделить чувства другого человека. Проявляя эмпатию к собеседнику, мы представляем себя на его месте и чувствуем то, что чувствует он. Мы стараемся понять его опыт и представить, через что он проходит.
Развитая эмпатия помогает лучше понять человека, «услышать» его чувства и разделить с ним эмоции. Разумеется, единого подхода по развитию эмпатии не существует, но советы из книги «Услышать и понять» помогут усилить этот навык.
Совет № 1: проявите любопытство
Эти вопросы помогут понять условия, в которых оказался собеседник, и разделить его чувства.
Спросите себя:
— Что произошло в жизни этого человека? Могло ли прошлое повлиять на его реакцию?
— Что, если бы кто-то поступил так же со мной? Что бы я чувствовал?
— Если я не сталкивался с подобным, чувствовал ли я когда-нибудь подобную эмоцию?
— Что, если бы это произошло с [моим ребенком/родителем/работой/собакой…]?
Совет № 2: посмотрите на человека
Остановитесь на секунду, отпустите любые мысли и постарайтесь увидеть того, кто находится перед вами. Поддерживайте зрительный контакт. Признайте, что ваш визави — обычный человек со страхами, надеждами, неуверенностью, болью и радостью.
Допустите, что его жизнь может оказаться гораздо сложнее, чем вы думаете.
Если выполнить эту практику искренне, она даст потрясающие результаты. Разбираясь, почему другой человек переживает, радуется или надеется на что-то, вы перестанете зацикливаться лишь на себе.
Совет № 3: представьте, что ваш собеседник — маленький ребенок
Возможно, это прозвучит странно, но, если вы представите, что ваш собеседник — маленький, уязвимый ребенок, вам будет проще прочувствовать его эмоции. Если вам тяжело проявить эмпатию к другу, который оказался в сложной ситуации (возможно, вам кажется, что он просто должен «взять себя в руки»), подумайте, что бы вы почувствовали, увидев испуганным и растерянным четырехлетнего ребенка. Это отличный способ пробудить в себе чувство эмпатии.
Представьте, что перед вами маленький ребенок. Источник
Совет № 4: научитесь распознавать свои эмоции
Вы не сможете проявить эмпатию к другому человеку, если не знаете, что он чувствует. Но точно определять чужие эмоции не так легко, как кажется. Вы улучшите способность распознавать чувства других, если научитесь понимать свои. Возможно, вы уверены, что это легко, но, попробовав это делать на практике, вы наверняка удивитесь, насколько это на самом деле сложно.
Например, как вы чувствуете себя сейчас? Скорее всего, вы скажете: «Нормально». Но это не эмоция.
— Ну ладно, — скажете вы. — Я чувствую себя хорошо. Нет. Это тоже не эмоция.
— Я чувствую себя счастливым, — наконец признаетесь вы.
Другое дело. Счастье — это эмоция, которую могут понять другие. Если вы скажете, что чувствуете себя хорошо, скорее всего, собеседник решит, что вы просто довольны жизнью. Но он может ошибаться. А вот если вы скажете, что чувствуете себя счастливым, собеседник лучше поймет ваше настроение и эмоции.
Поставьте напоминание на телефоне, чтобы проверять свое внутреннее состояние несколько раз в день. Отложите дела, проанализируйте свои чувства и назовите их. Постарайтесь избегать следующих неубедительных ответов:
- «Хорошо».
- «Нормально».
- «Лучше, чем вчера».
- «В порядке».
- «Все окей».
- «Не очень».
Если вы заметили, что дали один из этих ответов, постарайтесь назвать конкретную эмоцию. Например:
- «Хорошо» может означать счастье, благодарность, комфорт, удовольствие, восторг или уверенность.
- «Окей» может означать удовольствие, усталость, истощенность или беспокойство.
- «Не очень» может означать страх, обиду, печаль, одиночество, возмущение, плохое самочувствие, волнение или слабость.
- «Лучше, чем вчера» может означать счастье, комфорт, восторг, печаль, тревогу и так далее.
Научившись определять личные эмоции, вы улучшите свою способность к эмпатии по двум причинам. Во-первых, вы начнете моментально распознавать неубедительные ответы других. Допустим, вы спросите друзей или коллег о том, как у них идут дела. В девяти случаях из десяти они скажут: «Хорошо», — и вам тут же захочется копнуть глубже: «Просто хорошо?». На этот вопрос люди практически всегда стремятся ответить более искренне и подробно. Появляется возможность более честного (и приятного) разговора.
Уточняющий вопрос поможет перейти от формального разговора к более искреннему. Источник
Во-вторых, привычка распознавать свои эмоции нарастит ваш эмоциональный опыт. Если собеседник признается в своей растерянности, вы сможете проявить эмпатию на более глубоком уровне, вспомнив, что сами испытывали не так давно подобное состояние. Если вы не привыкли распознавать личные эмоции, то, скорее всего, отнесете ощущение растерянности к «плохим» чувствам. Тогда наладить связь с другим человеком станет сложнее.
Совет № 5: перестаньте осуждать свои эмоции
Чтобы проявлять эмпатию к другим, вы должны определять и без осуждения принимать их эмоции. Это непросто, если вы еще не привыкли делать то же самое по отношению к себе. К сожалению, как мы уже знаем, многие привыкли подавлять, избегать или игнорировать некоторые эмоции. Если вы относитесь к числу этих людей, ничего страшного: вы уже на пути к позитивным переменам. Чем быстрее вы осознаете свою плохую привычку, тем проще вам будет избавиться от нее.
Заметив в следующий раз, что внутри вас зарождается новая эмоция, попытайтесь понять, не подавляете ли вы ее. Как узнать, не избегаете ли вы эмоций? Просто проверьте, не говорите ли вы самому себе что-нибудь непризнающее. Не просите ли себя «собраться с духом» или «перестать волноваться»? Не пытаетесь ли убедить себя, что «все хорошо»? Это явные признаки того, что вы осудили, а не приняли свою эмоцию.
Как только вы обнаружили, что избегаете или подавляете возникшее чувство, у вас появится возможность принять его.
Заметив новую эмоцию, отнеситесь к ней как можно объективнее. Представьте, что вы ученый, наблюдающий за собственной реакцией. «Боже, как я раздражен!» «Да уж, я так завидую ей!» «На самом деле мне очень грустно».
Чем чаще вы распознаете и признаете свои эмоции, тем проще вам будет проявить эмпатию и принять эмоции других.
Из книги «Услышать и понять»
Обложка поста: unsplash.com