Эмоциональная компетентность связана со способностью человека обрабатывать свой опыт, эмоции и знания. Если мы обладаем эмоциональной зрелостью, то можем различить свои эмоции и выражать их соответствующим образом. Разбираемся с нашими эмоциями вместе с книгой «Интегральный коучинг».
Эмоциональная зрелость
Мы, люди, обладаем как чувствами, так и логикой. Логика — удивительная вещь, и благодаря ей (хоть и не ей одной) мы выжили и процветаем. Однако без чувств наш опыт остается сухим. Именно эмоции обогащают его. Отрицая эту свою часть, мы не только обедняем, но иногда и ухудшаем свой опыт.
Пройти по жизни, отказавшись от эмоций, невозможно.
В лучшем случае подавленные эмоции «перекинутся» на другой объект. Например,вы сохраняете спокойствие в течение рабочего дня, а дома срываетесь на родителях, детях или собаке. Наверное, это все же более здоровый способ, чем загнанное вглубь раздражение. «Здоровый» означает именно «здоровый». Известно, что наше эмоциональное состояние тесно взаимосвязано с физическим здоровьем. Со временем накопленные негативные эмоции подрывают его. Такие состояния, как острый стресс, депрессия, хроническая усталость и тому подобные, появляются не в один день. К ним постепенно приводят отрицание или подавление эмоций.
Эмоциональная зрелость наступает по мере развития четырех основных компетенций:
1. Знание себя.
2. Управление собой.
3. Знание других.
4. Управление взаимоотношениями.
Знание себя и знание других
Возможно, одними компетенциями мы владеем лучше, чем другими. Например, мы замечаем за собой привычку впадать в дурное расположение духа, дуться после спора с кем-то. Это демонстрирует наше знание себя. Но если мы не способны справиться с дурным настроением, это уже связано с управлением собой.
Кроме того, в одних ситуациях мы проявляем больше эмоциональной зрелости, чем в других. Например, на работе мы можем быть более терпеливыми и спокойными, но немедленно взорвемся, увидев, как кто-то занял наше парковочное место.
Можно сказать, что мы все способны проявить и зрелость, и незрелость.
Знание других определяет нашу способность наблюдать окружающих и оценивать, что с ними происходит. Для этого нужно уметь понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других и правильно интерпретировать эту информацию. А иногда это совсем непросто. Например, когда кто-то кричит, легко понять, что он сердится. Труднее заметить, что человек сердится, если он не проявляет этого вовне, а спокойно кивает, даже улыбается.
Эта компетенция связана с сопереживанием, умением проникаться чувствами другого человека (эмпатия и симпатия — разные вещи). Для того чтобы сопереживать кому-то и признавать его чувства, эти чувства сначала нужно заметить. Одним из нас этот навык дается легко, поскольку мы часто сосредоточены на других людях, их реакциях, взглядах и мнениях. Для других это представляет некоторую трудность.
Иногда, занятые своими мыслями и чувствами, мы можем не заметить каких-то слабых сигналов, исходящих от другого. В крайних проявлениях мы можем назвать это поглощенностью собой или нечувствительностью. Некоторые из нас абсолютно слепы к эмоциональному состоянию других, поэтому могут легко обидеть, даже не заметив этого.
Упражнение «Безумный спор»
Это упражнение направлено на то, чтобы исследовать уровень развития своей эмоциональной компетентности, осознать собственное поведение в эмоционально заряженных ситуациях, а также исследовать свою привязанность к идее.
Разделитесь на пары и решите, кто будет партнером А и Б.
Этап 1. Задача каждой пары — совместно придумать одну безумную идею на двоих — например, «спать надо на потолке, потому что во сне тело должно расслабляться, а на кровати это невозможно. Надо к потолку приладить ремни, висеть и расслабляться».
Этап 2. Партнер А аргументированно доказывает состоятельность и полезность идеи, а партнер Б аргументированно ему возражает. Нельзя прекращать и договариваться о чем-либо.
Этап 3. Поменяйтесь ролями. Партнер Б высказывает идею, а партнер А аргументированно возражает. Не повторяйтесь!
Как вы себя чувствуете и что заметили? Это упражнение показывает нам, что безумных идей не бывает. За каждой идеей стоит мысль и аргументы. Кроме того, вы убедились, как быстро разгораются страсти. Вот вы только что вместе придумали эту идею, и вам уже приходится ее защищать. Тут же возникает привязанность к ней.
А теперь представьте, что человек всю жизнь живет с какой-то идеей. Очень важно уметь видеть и стараться найти разумное зерно в любой бессмыслице и не привязываться к собственной идее.
Упражнение «Снижение эмоционального напряжения»
Упражнение позволяет участникам тренировать техники снятия эмоционального напряжения и исследовать свои стратегии поведения в конфликте, отслеживая их истоки. Ведущий делит группу пополам. Одна половина остается в помещении, другая выходит.
Инструкция для тех, кто в помещении. Вы директор элитной школы, в которую можно попасть только по очереди. При поступлении кандидаты сдают экзамены. Все хотят у вас учиться и платят за это деньги.
Инструкция для тех, кто за дверью. Ваш ребенок учится в элитной школе в начальных классах. Школа дорогая. Обучение стоит дорого, да и попасть в нее было непросто. Вы переживаете за своего ребенка, за его адаптацию. Однажды вы приходите за ним и находите его с разбитым носом. Вы отправляете его в медицинский кабинет, а сами отправляетесь к директору школы. Вы понимаете, что сейчас середина года и вы не можете просто перевести его в другую школу. Вам надо разрешить проблему, чтобы больше ничего подобного не происходило.
По окончании упражнения, после беседы с директором школы, участников просят оценить свое состояние по 10-балльной шкале. Допустим, когда вы вошли в кабинет, ваше состояние оценивалось на 5 баллов. На основании оценок участников просят дать обратную связь, что такого сделал директор школы, что их состояние улучшилось (0–4 балла) или ухудшилось (6–10 баллов).
Узнать больше об эмоциональной зрелости: «Интегральный коучинг».