Вы начали готовить презентацию. И пока перед вами пустой экран. Каждый элемент, который вы на него добавляете, становится для вашей аудитории когнитивной нагрузкой. Для его обработки нужна интеллектуальная энергия. Именно поэтому надо обращать пристальное внимание на визуальные элементы, которые вы используете в коммуникации. Общее правило простое: определите всё, что не добавляет информационной ценности (или имеет недостаточную ценность, чтобы оправдать свое присутствие), и избавьтесь от него. Показываем, как это работает, на примере из новой книги «Данные: визуализируй, расскажи, используй».
Когнитивная нагрузка
Данные: визуализируй, расскажи, используй
Возможно, вы сидели в конференц-зале и слушали презентацию, когда выступающий остановился на одном из слайдов, который показался вам особенно сложным и перегруженным информацией. Разве в этот момент у вас не вырвалось непроизвольно: «Ничего себе!» (или что-то еще в таком духе)? Или, возможно, вы читали отчет либо статью в газете, и ваше внимание привлекла диаграмма. Вы подумали: «Это интересно, но понятия не имею, что мне с того». И вместо того чтобы тратить время на расшифровку, просто перевернули страницу.
В обоих случаях вы испытали избыточную когнитивную нагрузку. Когнитивная нагрузка — объем умственных усилий, который вы затратили на усвоение той или иной информации. Интеллектуальные ресурсы человека ограничены. Как дизайнеры информации вы должны с умом подходить к вопросу расходования ресурсов аудитории.
Один из факторов, способных значительно повысить когнитивную нагрузку, — так называемый информационный мусор: визуальные элементы, занимающие пространство, но не улучшающие понимание.
Проанализируем пример, чтобы наглядно увидеть, как процесс определения информационного мусора и избавления от него может улучшить визуализацию данных и сделать более доступной и ясной историю, которую мы хотим рассказать.
Сценарий: представьте, что вы руководите командой в сфере информационных технологий. Она получает заявки на устранение технических проблем от сотрудников других отделов. В прошлом году из команды ушли два человека, но вы решили пока не брать новых на замену. Оставшиеся начали жаловаться на увеличение объема работы. Вас только что попросили сообщить, нужны ли вам новые сотрудники в следующем году, и вы думаете, стоит ли вам нанять людей в команду.
Прежде всего, вам надо понять, как уход двух человек сказался на общей продуктивности команды в прошлом году. Вы составили график ежемесячной динамики числа входящих и обработанных заявок за прошлый календарный год. Вы получили наглядные доказательства, что продуктивность команды снизилась из-за нехватки персонала. Теперь нужно представить имеющиеся данные так, чтобы они стали основанием для приема двух новых сотрудников.
На рисунке показан первоначальный график.
Взгляните еще раз на эту визуализацию и попробуйте определить избыточные элементы. Здесь можно предложить шесть основных изменений, чтобы избавиться от «информационного шума». Покажем каждое из них.
1. Удалите границы графика
Границы графика редко необходимы. Вместо них можно использовать пустое пространство для отделения данных от других элементов на странице.
2. Удалите линии сетки
Если вы считаете, что аудитории придется водить пальцем от данных к подписям на осях или что так обработать информацию будет легче, вы можете оставить линии сетки. Только сделайте их тонкими или серыми: они не должны конкурировать с данными. По возможности удалите линии сетки совсем: это создаст контраст и сделает данные более заметными.
3. Удалите маркеры данных
Помните: любой элемент диаграммы добавляет когнитивную нагрузку. В данном случае — при обработке данных, уже визуально представленных с помощью кривых. Это не означает, что использовать маркеры данных нельзя в принципе, но нужно четко осознавать свою цель, а не выбирать настройки по умолчанию в графическом редакторе.
4. Приведите в порядок метки оси
Одна из «больных мозолей» — нули после десятичного разделителя в значениях по оси Y. Они не несут смысловой нагрузки, к тому же и числа выглядят сложнее, чем на самом деле! Избавьтесь от этих бесполезных нулей, чтобы снизить нагрузку. Также можно сократить названия месяцев по оси Х и расположить их горизонтально, чтобы не использовать диагональные элементы.
5. Укажите названия категорий рядом с данными
Мы заметно облегчили когнитивную нагрузку, и стало еще очевиднее, что аудитории приходится затрачивать дополнительные усилия, постоянно переключаясь между легендой и данными. Наша задача — попытаться определить всё, что требует затрат, и взять эту работу на себя, поскольку именно мы представляем информацию. Можно применить принцип близости из теории гештальта и разместить названия категорий рядом с данными.
6. Используйте соответствующий цвет
Применим еще один принцип гештальта — сходство — и выделим названия категорий тем же цветом, что и данные, входящие в них. Это дополнительная подсказка для аудитории о том, что два блока информации взаимосвязаны.
Итак, определение информационного мусора и избавление от него помогло нам значительно снизить когнитивную нагрузку и повысить доступность информации. На итоговом рисунке показаны графики «до» и «после».
Вывод
Каждый раз, когда вы представляете данные аудитории, вы создаете когнитивную нагрузку и просите людей приложить усилия для обработки информации. Лишние детали увеличивают ее, препятствуя восприятию информации. Информационный мусор — ваш враг: безжалостно избавляйтесь от него!
Узнать больше: «Данные: визуализируй, расскажи, используй».