Мы давно влюблены в леттеринг. Если вы тоже неравнодушны к танцующим надписям, причудливым росчеркам и аккуратным засечкам, эта статья для вас. В ней — хитрости рисования букв из книги «Про леттеринг» Джессики Хиш. Она мастер: участвовала в создании книжных обложек, журнальных иллюстраций, логотипов и приглашений на голливудскую вечеринку. Берите карандаши!
Читабельность
Она интересует клиентов в первую очередь. Есть формы букв (чаще рукописных), которые всегда раздражают людей. Нужно сделать так, чтобы ни одна из них не сливалась с другой, а значит, ограничить число петель.
Про леттеринг
Округлые буквы
Слегка выходят за базовую линию и линию верха знаков (прописных или строчных). Это называется оптической компенсацией, а сами элементы букв, выходящие за пределы строки, иногда называют свисанием. Благодаря этому поверхность контакта с базовой линией и линией верха у буквы О такая же, как у других букв, и высота всех букв с виду одинакова.
Симметрия
Симметрия в дизайне букв не имеет ничего общего с математической симметрией. Вы корректируете каждый знак, чтобы достичь баланса между ним и негативным пространством вокруг него. B, P и R могут выглядеть очень похоже, но полуовалы у них разные — все зависит от плотности и фона.
Негативное (белое) пространство
Внутри и вокруг буквы в дизайне оно не менее важно, чем сами знаки. Оно влияет на читабельность и подсказывает, как нарисовать фрагменты буквы. Автор книги советует создавать такую надпись, все части которой хорошо сбалансированы и с одинаковой «цветностью» повсюду (если вы прищуритесь, не должно быть больших дыр между буквами или внутри них либо слишком темных частей по сравнению с другими буквами).
Перекладины
Перекладины не обязательно должны быть на одной высоте. Идеальный центр у разных букв, скорее всего, окажется разным. В букве А перекладину стоит расположить ниже (учитывая небольшое негативное пространство во внутрибуквенном просвете), в Е — чуть выше, чем в F (у F много белого пространства внизу по сравнению с E), а в H — чуть выше центральной линии. При расположении точно по центру казалось бы, что она ниже. Это похоже на обрамление картины. Всегда оставляйте запас внизу, иначе работа в раме будет выглядеть низко посаженной. Наши глаза подшучивают над нами: идеально центрированные объекты кажутся слегка утяжеленными внизу.
Начертание/масса буквы
Выбирая толщину линий буквы, отталкивайтесь от композиции или ее части, от того, как она должна «звучать». Если отдельные слова надо акцентировать, делайте букву насыщеннее. Если задача — создать приглушенный и изящный леттеринг, начертание будет светлее.
Контрастность
В контрастном стиле основные линии будут подчеркнуто толстыми, а дополнительные — тонкими. Гарнитуры Didot и Bodoni прочно закрепились в модной индустрии, в результате контрастные шрифты стали казаться стильными и женственными.
В неконтрастных основные и дополнительные штрихи примерно одинаковы по толщине. В леттеринге в моноширинном стиле отсутствует разница между основными и дополнительными штрихами (такая надпись выглядит, как будто ее выложили куском нитки, — у нее равномерная толщина). В дизайне высококонтрастные шрифты используются для вывесок или заголовков, а низкоконтрастные — для набора основного текста.
Логика пера
Если вы помните о логике пера, то легко догадаетесь, как располагаются толстые и тонкие штрихи: тонкие используются для восходящих линий, а толстые — для нисходящих (при работе остроконечным пером понятно, почему движение пера вверх в попытке вывести толстый штрих приводит к разрыву бумаги и разбрызгиванию чернил). При скользящем движении по направлению к себе кончик пера ни за что не цепляется и чернила ложатся свободно. Если буква выглядит странновато, спросите себя: «Соблюдал ли я логику пера, не поменял ли местами контрастность?». Если вы не следуете логике пера, убедите всех, что делаете это намеренно.
Размещение засечек
Многие сомневаются, где лучше разместить засечки. В каллиграфии они располагаются в начале и конце штриха, и сейчас вы узнаете, где должны находиться засечки в буквах латиницы. У строчных букв (b, d, h, k, l) засечки используются только на верхних выносных элементах слева (восходящий штрих). На базовой линии они могут быть двусторонними (как в основании l) или находиться внизу справа (нисходящий штрих). На верхней линии строки они бывают односторонними в начале буквы и иногда двусторонними. Присмотритесь, как шрифтовые дизайнеры размещают засечки в классических (и современных проработанных) шрифтах.
Росчерки
Посмотрите на слово, которое вы нарисовали, и выберите самые подходящие места для росчерков. Обычно это верхние или нижние выносные элементы, слева от заглавной буквы или на последнем нисходящем штрихе слова. В декоративном леттеринге не важна высота расположения декоративных элементов, главное — чтобы они были на своем месте и выглядели естественным продолжением буквы, а не произвольно прилепленным элементом. Убедитесь, что росчерки выглядят так, будто их нарисовали тем же инструментом, что и букву (если, конечно, вы не задумали намеренно изобразить их иначе). Постарайтесь не переборщить.
Линейный объем, объем, тень
Эти три варианта позаимствованы из сайнпейнтинга, но они прекрасно оживляют буквы. Приучитесь думать как сайнпейнтер, спрашивайте себя: «Как это сделать наименьшим числом „мазков“?». Так вы определите, на какой стороне разместятся эти элементы (обычно они располагаются слева).
Штриховка и другие украшения
Существует миллион способов украсить букву. Вы можете заштриховать одну или обе стороны, добавить интересные перекладины к A, H, E и F, внутреннюю тень и декоративные элементы, несколько уровней теней — хоть до горизонта.
Изучайте декоративные шрифты и леттеринг викторианской эпохи, старинные карты с причудливой вязью названий городов, любуйтесь прекрасным сайнпейнтингом по всему миру или изучайте наборы деревянных типографских литер. Впитывайте в себя всё.
По материалам книги «Про леттеринг»
Обложка поста — иллюстрация из книги