Знакомьтесь, наша новинка — роман «Беспокойные». Это история о поиске своего места в мире. Однажды мать 11-летнего Деминя Гуо, китайская иммигрантка Полли, уходит на работу и не возвращается. В отчаянии мальчик пытается понять: она попала в беду или бросила его? Деминя увозят в незнакомый город и отдают приемной семье. Теперь у него красивый дом, родители-профессора и новое имя — Дэниэл Уилкинсон.
По словам критика Галины Юзефович, это классический «роман с тайной»: вместе с героем мы будем доискиваться правды о том, что случилось с Полли в тот роковой день. Но в то же время перед нами щемящая и эмоционально точная история о взрослении, поиске себя, понимании, прощении и интеграции в чужой мир без потери собственного.
«Беспокойные» так хороши, что не могли остаться незамеченными. Книга Лизы Ко получила премию PEN/Bellwether Prize (как художественное произведение, затрагивающее проблемы социального неравенства). Стала финалистом National Book Award. Вошла во взрослый топ-лист декабрьской выставки Non/fiction и влюбила в себя не одну сотню посетителей (мы видели!). Давайте читать.
Совершенно несовершенные
История рассказана с двух точек зрения. Сначала вместе с Деминем мы слышим громкий смех Полли и бродим по Нью-Йорку, разрываемся между стремлением найти свое место в мире и желанием угодить родителям, бросаем учебу и ищем утешение в музыке. А потом проживаем еще одну жизнь вместе с Полли. Видим детство в Минцзяне, молчаливого отца, изматывающую работу на заводе в Фучжоу, мечты о большом мире и любовь к сыну.
«Читатель успеет несколько раз сменить мнение о каждом герое, будет то любить, то ненавидеть их, — а это ли не один из главных комплиментов роману? — Комментирует переводчик Сергей Карпов. — Герои совершенно несовершенны — то и дело принимают зрелищно неправильные и несимпатичные решения».
Обложка «Беспокойных» и сама книга украсили стенд МИФа на выставке Non/fiction
Автор точно прописывает не только внешние детали и обстоятельства, но и внутренний мир, мотивы и эмоции персонажей. Поэтому мы сочувствуем и верим им.
Глубина романа
Лиза Биргер на сайте проекта «Горький» отмечает: главное достоинство книги в том, что она поднимает сразу несколько тем, например, судьбу женщины, трагедии мигрантов в Америке. Вот те, что показались нам особенно важными.
Взросление. Герои «Беспокойных» ощущают тревожность, неуверенность, неприкаянность. И бегут от этого, виня в неудачах окружающих. Так делают Деминь и Полли, так иногда поступает каждый из нас. Можно ли разорвать этот шаблон? Вместе с юношей нам предстоит повзрослеть: взглянуть в глаза своим травмам и страхам и пережить их заново.
Составляющие личности. Лиза Ко проводит тонкое психологическое исследование и пытается выяснить, что составляет основу нашей личности: в какой мере это семейные корни и культура, в какой — полученные в детстве травмы, а в какой — наш личный выбор.
Знакомьтесь, Лиза Ко, — источник.
Поиск себя. Полли отказывается от китайского имени и не говорит о прошлом. Ее сын жонглирует личностями («Деминь» в тексте постоянно меняется на «Дэниэл» и обратно). Но за масками им сложно увидеть свое лицо.
«Это рассказ о поиске себя в себе и о том, как важно найти что-то, что держит на плаву именно тебя — как музыка для Деминя, которой необычайно много в романе, — чтобы стараниями других людей не уйти под воду навсегда», — отмечает литературный критик Анастасия Завозова.
Что еще в книге
Блестящий перевод Сергея Карпова. Это он вместе с Алексеем Поляриновым открыл для российских читателей «Бесконечную шутку» Дэвида Фостера Уоллеса. Благодаря его мастерству мы наслаждаемся образами двойников-доппельгангеров, голубой пуговки Полли под подушкой Деминя, похожих на опухоль воспоминаний. А еще чувствуем музыку: она звучит рваным ритмом — короткие хлесткие фразы чередуются с длинными рефлексивными. Книга получилась очень живой. Проверьте.
«Беспокойные» и еще две новинки МИФ.Прозы: романы «Сириус» и «Взаперти»
Мы часто бежим, не оглядываясь: к успеху, новым вершинам, счастливому будущему. История, рассказанная в «Беспокойных», заставляет остановиться. Заглянуть в себя, осознать тревоги, найти поддержку. Это похоже на теплые целительные объятия. В наступившем году — с новыми книгами — таких объятий станет еще больше.